Однажды я участвовала в студенческой конференции, на котором был сделан доклад «Воспитывать без наказания». Я решила задать вопрос докладчице по поводу того, что наказание — метод, при котором у ребенка из поведения убирают социально неприемлемые элементы. Можно ли не пользоваться им? И тогда докладчица голосом, в котором звучал металл, сказала: «Я никогда не наказываю своего ребенка». Услышав этот жуткий голос, все поняли, как может быть страшно ребенку, мама которого думает, что не наказывает, когда говорит с ним ТАКИМ голосом. Никто не стал задавать больше вопросов, в аудитории повисло молчание.
Мораль: то, что думает родитель о своем поведении по отношению к ребенку, не обязательно так же воспринимается и ребенком.
Комментарий: в данной истории молодая мама полагала, что наказание может быть только физическим. Но видов наказания очень много, а наиболее опасный вид наказания — отвержение своего ребенка, которое производиться через голос, через уход от ребенка, через соответствующие мимику и поведение родителя. Страх остаться в одиночестве для человеческого существа может быть самым сильным. Недаром Сократ предпочел выпить из чаши с цикутой (яд) альтернативе — изгнанию из Афин.
Но это сделал взрослый. Можно представить себе, как пугается ребенок перспективе отвержения родителями, даже если родители думают, что не наказывают ребенка. Это путь взращивания зависимого человека.
Есть правило наказания. Согласно ему, мать, наказывая ребенка, сначала говорит или каким-то образом дает понять, что она любит ребенка, принимает его и он — самое любимое ею существо на Земле. Затем она говорит, что наказывает его за конкретный поступок, подчеркивая либо в этот момент, либо позднее, когда она в спокойном состоянии разговаривает с ребенком и объясняет ему правила взаимодействия между людьми, что она отделяет ребенка, который важен для нее всегда, от его поступка, который она желает изменить.
Источник: Николаева Е.И. «111 баек для детских психологов»