Гиперопека — чрезмерная забота о детях.
Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — усповно-рефлекторная реакция на любое препятствие, как на непреодолимое.
Катарсис (от греч. catharsis – возвышение, очищение, оздоровление) — сильное эмоциональное потрясение. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством проговаривания или телесных экспрессий, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.
Вытеснение (подавление) — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны.
Проекция (лат. projectio — бросание вперед)- психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Впервые описан Зигмундом Фрейдом. В качестве защитного механизма проекция позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и прочее чужими, и как следствие, не чувствовать за них ответственность. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.
Инфантильный человек – это психический незрелый человек, который ждет (часто это происходит неосознанно), что ему подскажут, посоветуют, что решение за него примет кто-то другой. Он боится ошибок и не умеет на них учиться, он всегда требует от окружающих больше, чем может дать сам, забывая, что, не научившись делать собственный выбор и брать на себя ответственность, человек не сможет стать личностью, не сможет обрести индивидуальность.Для того, чтобы жить собственной жизнью, стать личностью, нужно формировать в себя уверенность, мужество. Состоявшийся человек может сам себе ответить на вопросы «кто я?», «чего я хочу в этой жизни&», «что я умею?», «ради чего я все это делаю?»… Возникновение этих вопросов и поиск собственного пути — первые шаги на пути к личностной зрелости.
Границы личности. Есть физические границы (это границы нашего тела), существуют также и психологические границы — это границы нашей личности, границы нашего собственного «я». Если у человека нет четких личностных границ, то он даёт возможность другим людям делать его ответственными за их чувства, чувствовать вину за проявления негативных эмоций окружающих. Человек «без границ», словно марионетка, позволяет манипулировать собой, причинять ему боль. Он зачастую берёт вину на себя за те события, которые ему не подвластны. В таких случаях его границы еще более размываются, и жизнь кажется невыносимой. Очень часто люди, у которых нет четких внутренних и внешних личностных границ, испытывают множество негативных эмоций, что приводит к разрушительным результатам, физическому и эмоциональному насилию.
Психологическая зрелость – это такое состояние личности, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.
Психологические признаки зрелой личности: принятие полной ответственности за то, что происходит с тобой; способность к самоанализу и рефлексии; наличие собственной чёткой жизненной позиции, независимость от мнения других; чувство собственного достоинства, в том числе осознание личных границ; уверенность в себе и адекватная самооценка; честность с самим собой и окружающими людьми; сформировавшиеся моральные ценности; стремление к саморазвитию; способность ставить цели и достигать их; умение расставлять жизненные приоритеты.
Рационализация — механизм психологической защиты, при котором делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить необъяснимое поведение, оправдать неудачу или ошибку. Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное — самозащитой, а равнодушное — желанием сделать окружающих более самостоятельными. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно, и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный».
Быть в потоке — это значит находиться в состоянии полной включенности, вовлеченности в происходящее, невозможности и нежелания выйти в отстраненную позицию и увидеть происходящее со стороны. Если поток творческий, то это — быть одновременно в состоянии ясной осознанности, и в ощущении непроизвольной захваченности волной, когда не нужно думать и принимать решения, лучшие решения как будто приходят сами. Это ресурсное состояние, состояние легкости, улучшающее коммуникативные и творческие способности человека.
Тень. В аналитической психологии Тенью называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это — те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, так называемую, «темную сторону» его личности.
Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности.
Безусловное принятие — принимающее отношение при любых обстоятельствах, при любых условиях. Безусловное принятие — типичная черта материнской модели любви: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!». Безусловное принятие — термин, обозначающий принятие и любовь к кому-нибудь, не зависящие от каких-либо временных условий, а опирающиеся на его устойчивый, целостный образ. Такой любви противопоставляется условная любовь, существующая только до тех пор, пока её объект соответствует неким условиям.
Интроекция – это механизм, который позволяет ребенку усваивать мировоззрение, взгляды и установки своих родителей. У ребенка еще нет жизненного опыта, чтобы он мог проверять на правдоподобность убеждения родителей, а его мышление еще не развито, поэтому он «проглатывает» мировоззрение родителей в готовом виде, без критики и анализа.
В норме по мере взросления человек приобретает свой собственный жизненный опыт и постепенно сверяет с ним взгляды родителей, отбрасывая то, что ему не подходит, и подтверждая то, что соответствует его опыту. Но бывает так, что убеждения родителей слишком важны для человека, поэтому он их не отбрасывает и даже не проверяет их на соответствие действительности. Такие «непереваренные» убеждения называются интроектами.
One Response to Психологический ликбез