Что такое воля? Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей (Р.С.Немов).
В период младенчества ребенок начинает овладевать управляемыми движениями. Ребенок не ставит перед собой осознанной цели, он тянется к игрушке, не потому что решил взять ее, а потому что сама игрушка «привлекает» ребенка к себе. Основным является развитие движений — хватания и манипулирования предметами.
В раннем детстве у ребенка впервые складываются произвольные (намеренные) действия: во время предметной игры ребенок ставит перед собой определенную цель и выполняет действия, направленные на ее достижение. Поведение ребенка импульсивно и ситуативно, он действует под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, ситуацией, взрослыми. В три года в связи с развитием личного действия и самосознания у ребенка возникают личные желания, что свидетельствует о начале становления воли. Особенности развития воли в дошкольном возрасте: у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование действий и самоконтроль в деятельности и поведении; развивается способность к волевому усилию; складывается произвольность в сфере действий, движений, познавательных процессов и общения со взрослыми.
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые становятся часто мотивами поведения. В период обучения формируются такие волевые качества как самостоятельность, выдержка, настойчивость, уверенность в своих силах, сдержанность, дисциплинированность. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов – произвольного восприятия, памяти, внимания и др. Формируется умение управлять своим поведением, умение подчинятся режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий, досуг.
В подростковом возрасте подросток систематически и целенаправленно занимается самовоспитанием и саморазвитием: начинает восхищаться волевыми качествами других людей (10-11 лет); заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и приступает к их самовоспитанию (12-14 лет). Усиливается проявление упрямства и негативизма, снижается дисциплинированность. Настойчивость проявляется только в интересной работе, действие идет по наиболее сильному мотиву и эмоционально значимой цели. Происходит коренная перестройка структуры волевой активности – для подростков характерно в этот период «не слабость воли, а слабость цели», которые быстро меняются, часто «проиграв» в уме ситуацию выбора цели и создав намерение, в воображении подросток достигает желаемого, эмоционально он уже переживает достижение этой цели.
Как же развить волю у ребенка?
В воспитании воли важен личный пример родителей, взрослых. Прежде всего, воля формируется в малых повседневных делах, т.к. преодолевая трудности человек формирует волю.
- Играть в различные игры с соблюдением правил;
- Учение, выполнение домашних заданий;
- Составление правил, которым надо следовать неукоснительно;
- Самовоспитание и самоконтроль: аутотренинг
- Приобщение к спорту: контактные и силовые виды спорта;
- Поручение обязанностей по дому;
- Личный пример последовательности в достижении цели;
- Помощь ребенку в планировании своей деятельности;
- Чтение смысловой литературы, просмотр фильмов;
- Режим дня.
Написала: Пипкина Людмила Викторовна