Возрастные особенности воли у детей

     Что такое воля? Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей (Р.С.Немов).

В период младенчества ребенок начинает овладевать управляемыми движениями. Ребенок не ставит перед собой осознанной цели, он тянется к игрушке, не потому что решил взять ее, а потому что сама игрушка «привлекает» ребенка к себе. Основным является развитие движений  — хватания и манипулирования предметами.

В раннем детстве у ребенка впервые складываются произвольные (намеренные) действия: во время предметной игры ребенок ставит перед собой определенную цель и выполняет действия, направленные на ее достижение. Поведение ребенка импульсивно и ситуативно, он действует под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, ситуацией, взрослыми. В три года в связи с развитием личного действия и самосознания у ребенка возникают личные желания, что свидетельствует о начале становления воли. Особенности развития воли в дошкольном возрасте:   у детей формируются  целеполагание, борьба и соподчинение мотивов,  планирование действий и самоконтроль в деятельности и поведении;  развивается способность к волевому усилию;  складывается произвольность в сфере действий, движений, познавательных процессов и общения со взрослыми.

В младшем школьном возрасте  в волевых поступках большую роль играют чувства,  которые становятся часто мотивами поведения. В период обучения формируются такие волевые качества как самостоятельность,  выдержка, настойчивость,  уверенность в своих силах, сдержанность, дисциплинированность. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов – произвольного восприятия, памяти, внимания и др. Формируется умение управлять своим поведением,  умение подчинятся режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий, досуг.

В подростковом  возрасте подросток систематически и целенаправленно занимается самовоспитанием и саморазвитием:  начинает восхищаться волевыми качествами  других людей (10-11 лет); заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и приступает к их самовоспитанию (12-14 лет). Усиливается проявление упрямства и негативизма, снижается  дисциплинированность. Настойчивость проявляется только в интересной работе, действие идет по наиболее сильному мотиву и эмоционально значимой цели. Происходит коренная перестройка  структуры волевой активности – для подростков характерно в этот период «не слабость воли, а слабость цели», которые быстро меняются, часто «проиграв» в уме ситуацию выбора цели и создав намерение, в воображении подросток достигает желаемого, эмоционально он уже переживает достижение этой цели.

Как же развить волю у ребенка?

В воспитании воли важен личный пример родителей, взрослых. Прежде всего,  воля формируется в малых повседневных делах, т.к. преодолевая трудности человек формирует волю.

  1. Играть в различные игры с соблюдением правил;
  2. Учение, выполнение домашних заданий;
  3. Составление правил, которым надо следовать неукоснительно;
  4. Самовоспитание и самоконтроль: аутотренинг
  5. Приобщение к спорту: контактные и силовые виды спорта;
  6. Поручение обязанностей по дому;
  7. Личный пример последовательности в достижении цели;
  8. Помощь ребенку в планировании своей деятельности;
  9.  Чтение смысловой литературы, просмотр фильмов;
  10.  Режим дня.

Написала: Пипкина Людмила Викторовна

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Заметки психолога. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *