Прежде чем как рассмотреть вопрос о том, как говорить с детьми о страхах, хочу привести некоторые факты, для того чтобы вы спокойнее могли пережить этот период.
Страх — это норма в развитии психики ребенка, способ переработать эмоции и внутренние конфликты. На разных этапах развития они то ослабевают, то усиливаются. Это зависит от внутренних переживаний и внешних событий.
Первый страх появляется уже около 8 месяцев и связан с развитием восприятия ребенка, когда он начинает отличать черты разных взрослых. Мама для него становится безопасным объектом и возникает страх чужака.
Тревожным знаком становится если ребенок не испытывает никаких страхов.
Это может свидетельствовать о трудностях в понимании себя и своих эмоций, об авторитарных родительских запретах или установках.
Со многими страхами дети справляются сами, например в игре. Допустим, игра в прятки — это попытка воссоздать ситуацию потери матери, безопасно пережить ее. Так ребенок закрепляет понимание, что мама его найдет, придет на помощь, окажет поддержку и будет рядом в нужный момент. Поэтому так важно, чтобы ребенок играл. Вообще с помощью игры с ребенком, можно решить очень много психологические проблемы, переживания.
Справиться детям со страхами могут помочь, конечно же, родители. Но услышав от ребенка о монстре, который живет под кроватью, у родителя появляется тревога, что с ребенком, что-то не так. Это тревога погружает взрослого в беспомощность. И взрослых человек, вместо того чтобы помощь справиться со страхам ребенка, он начинает раздражаться: « Я ему сто раз объясняла, что там никого нет, вместе проверяли, а он все равно боится, говорила, что монстры не существует». Но у детей устроена психика так, что реальность и вымысел перепутываются. Они, в самом деле, верят, что у них там живет монстр, и что он может навредить. Именно по этой причине, на детей огромное влияние оказывает мультфильмы: они воспринимают происходящее как случившееся в реальности. Кроме того, дети живут «здесь и сейчас», для них не существует прошлое и будущее. Поэтому когда вы с ребенком вместе проверили пространство под кроватью и не нашли там никого, но выйдя вы из комнаты, в его реальности снова появляется монстр.
Итак, мы поняли, что страх — это нормальный этап развития. Страх — обычная эмоция, поэтому не нужно воспринимать его как нечто, от чего необходимо срочно избавиться. Мои рекомендации о том, как говорить детям о страхах, направлены не на избавление от этой, а скорее на то как помочь ребенку выразить страх, выдерживать это переживание, понимать себя, находиться в этой эмоции и делать ее своим ресурсом, расти при помощи страхов, а не разрушаться от них.
— Не отрицайте страхи.
«Смотри, это совсем не страшно», «Монстры не существуют», «Ты уже большой, чтобы бояться такой ерунды»- не нужно переубеждать ребенка, который боится. Подобные фразы совсем не помогают ему, а наоборот, он думает, что родители не понимают его. Такие разговоры дают понять ребенку, что его чувство какие-то неправильные, не важны.
Чтобы у ребенка был доступ к своим чувствам, чтобы его самооценка была адекватной, не обесценивайте его негативные эмоции. Если ребенок делится своими страхами, можно сказать: «Это и правда может сильно пугать», «Ого, представляю, как было страшно».
-Создайте надежный тыл
Помните, что ребенку нужна ваша помощь и поддержка, чтобы почувствовать еще сильнее. Оставляя его в одиночестве, воспитывая, таким образом, смелость, вы не помогаете ему справиться, а лишь усиливаете его тревогу. Разумнее, будет, если ребенок рассказывает о своих страхах. Говорите с ним о том, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку: «Если тебе будет страшно, ты всегда можешь позвать меня», «Я здесь, я рядом, я приду, если я понадоблюсь»
-Нормализуйте страх
Чем больше ребенку известно про страх, тем это чувство меньше. Расскажите ему, что все люди испытывают страх: и дети, и взрослые. Бояться нормально. У всех людей страхи разные: кто-то боится пчел, кто-то темноты, кто-то пауков.
Расскажите ребенку, что страх иногда может нам спасти жизнь. Если бы не было бы страха, все бы ходили по лесу, не боясь волков, медведей или же заходили в клетку к льву. Тогда люди просто могли бы погибнуть.
-Пробуйте вместе различные способы справиться со страхами.
Итак, вот вы признали страх: «Это, правда может быть страшно», назвали его: «Ты боишься того-то ( например монстра), нормализовали его: « Все люди чего-то боятся, и это нормально», обсудили: «Это похоже на…./ тебе особенно страшно, когда….
Поле этого пора показать ребенку ресурсную сторону:
-Спросите у ребенка, какие у него есть идеи по переработке страха, как он может справиться
— Расскажите ему, что вы тоже боялись в детстве чего-то, когда страх начался и когда прошел. Ему будет интересно и полезно увидеть, что страх — это не навсегда.
— Нарисуйте вместе с ребенком то, чего он боится, а потом предложите пририсовать страху смешные детали. Можно придумать целый смешной спектакль.
-Превращайте пассивность в активность
Помогайте ребенку действовать, вместо того чтобы пассивно бояться. Эти приемы направлены на повышение ощущения контроля.
-Разговоры о страхах, вместо замалчиваний.
-Если ребенок боится воды, придумать игры в ванне с водой: рыбалка, игра с пеной
— Если ребенок боится темноты, то можно поиграть в жмурки.
-при страхе врачей, можно поиграть в доктора дома.
Написала: Хиразова Дилара Ильдаровна
Источник: Наталья Преслер «Как объяснить ребенку, что…»