Очень часто на консультацию обращаются родители детей, у которых имеются некоторые трудности во взаимоотношениях с людьми, в коллективе. При более глубоком изучении проблемы, часто выясняется, что ребенка эмоционально не принимают сами родители. Поэтому ребенка не принимают и в классе. Решив проблему эмоционального принятия ребенка в семье, мы тем самым решаем и проблему взаимоотношений ребенка с одноклассниками.
Мы часто видим отрицательное, критикуем за какие-то действия или поступки. При этом положительные моменты мы не замечаем. А ведь в каждом, даже самом непослушном ребенке, есть много положительных качеств, различных способностей и умений. Научитесь видеть эти достоинства в ребенке и чаще говорите ему о них.
Как же укрепить ваши отношения с ребенком?
Используйте методы эффективного взаимодействия с ребенком. Одним из таких методов является метод «Я сообщений!». Родители на различные действия ребенка могут испытывать как положительные, так и отрицательные чувства. И даже если родитель их старается не показывать, то по невербальным сигналам ребенок понимает что с вами происходит. Эффективнее когда родитель говорит о своих чувствах при помощи «Я-сообщений!»:
- Определите свое чувство, которое вас на данный момент переполняет (Я злюсь…; Меня раздражает….)
- Скажите о своем чувстве другому человеку, не критикуя его поведение, переживания.
- Расскажите о ситуации, на которую возникло ваше чувство (Я злюсь, потому что посуда не вымыта; Меня раздражает, когда опаздывают).
- Расскажите о своем желании: «Я злюсь, потому что посуда не вымыта, мне бы хотелось чтобы в доме был порядок и чистота; Меня раздражает, когда опаздывают, мне бы хотелось чтобы мы встречались вовремя).
- Определите последствия такого поведения (Я злюсь, потому что посуда не вымыта и мне бы хотелось, чтобы в доме был порядок и чистота и тогда у нас будет больше времени для совместного времяпрепровождения).
Старайтесь не использовать в общении «Ты – сообщения» (я злюсь, потому что ты опять не помыл посуду), они настраивают ребенка на защиту своих личных границ.
Другим не менее эффективным методом является метод «активного слушания» — вы не перебиваете ребенка, а внимательно слушаете его, вопросами уточняете, что он хочет, как он видит решение той или иной ситуации, озвучиваете его чувства и его желания. С использованием «Я-сообщений» говорите о своем видении решения проблемы и совместно, договариваясь, приходите к одному решению. Это по времени более длительный метод, но более эффективный. Ребенок понимает, что вы его услышали и готовы решить ситуацию договариваясь, договариваться начинает и он.
Данные методы можно использовать не только во взаимоотношениях с ребенком, но и при взаимодействии со взрослыми.
Написала: Пипкина Л.В.