Вопрос: «Моему ребенку 7 лет. В этом учебном году она пошла в школу и в нашей жизни начался кошмар! Дочь не хочет ходить в школу, устраивает истерики каждое утро. Я бессильна. Помогите, что делать, как замотивировать ходить в школу с интересом, ведь в школе много интересного!»
В жизни каждого ребенка наступает этап обучения в школе и дети по-разному относятся к этому: кто-то ходит с желанием, кто-то ходит, потому что нужно, кто- то не хочет ходить в школу. Ребенок должен быть готов к школе физически и психологически. Когда ребенок психологически и физически не готов к школе, то могут возникать трудности в обучении. Физическая адаптация связана с работоспособностью, самочувствием в течение дня (в школе и дома), качеством сна и аппетита, частотой ОРВИ и т.д. Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.
Психологическую подготовку к школе лучше начинать заранее, когда ребенок еще посещает детский сад. Необходимо разговаривать с ребенком о школе, говорить о появлении новых друзей, ребенок станет взрослее (ведь каждый ребенок хочет быстрее вырасти); можно рисовать школу, проигрывать школьные ситуации (учитель вызывает ученика к доске; ребята на перемене играют в игру; пишем у доски и т.д.). Покажите ребенку плюсы школьного обучения, поговорите о своей школьной жизни, посмотрите фотографии, поговорите с ребенком о будущем. Хорошо если вы прогуляетесь с ребенком по школьному двору, расскажите о своей школьной жизни, о своих впечатлениях о школе, ваших интересных школьных событиях. Посетите школу, если есть возможность, походите на подготовительные занятия, тем самым ребенок привыкает к школе, уровень его тревожности снижается, для первоклассника очень важна поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки, дедушки, обязательно хвалите и поощряйте ребенка.
Любое изменение в жизни ребенка идет через привыкание, адаптацию к новым условиям, ведь теперь ребенку нужно длительное время сидеть за партой и не прыгать, слушать учителя, выстраивать отношения с одноклассниками и учителем; привыкать к новой обстановке и непривычных для ребёнка обязанностям. Адаптация идет от нескольких дней до 6-7 месяцев, но иногда этот процесс затягивается до года. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога, индивидуальными особенности нервной системы (гиперактивные, быстро утомляемые, с хроническими заболеваниями, одаренные дети и др). Поддерживайте ребенка, хвалите его, оказывайте всестороннюю помощь.
Будьте сами спокойны, контролируйте свои переживания и чувства, т.к. дети очень хорошо чувствуют настроение, чувства родителей. Если Вы будете чего-то опасаться, то и ребенок будет бояться; если Вы будете спокойны, то и ребенок будет спокоен.
Итак, как действовать родителям, чтобы помочь своим детям быстрее и с меньшими потерями пережить этот адаптационный период? Рекомендуем:
• Постарайтесь правильно замотивировать вашего ребенка. Объясните ему, что в школе он научится писать, считать, узнает много нового о других странах, животных, у него появятся новые друзья и пр. А вот аргумент вроде «учиться нужно, чтобы быть умным» вряд ли подействует — это слишком абстрактно, а потому непонятно;
• Продумайте режим дня ребенка. Когда каждый день проходит по плану, это дает ощущение стабильности и входит в привычку. Подумайте, стоит ли отдавать в первые месяцы учебы ребенка в дополнительные секции, на продленку? Ничего страшного не случится, если ребенок начнет посещать кружки чуть позднее. Зато адаптация к школе пройдет гораздо легче.
• Первое время не оставляйте ребенка на продленку. Забирайте его сразу после уроков, обязательно разговаривайте с ним о событиях дня, о впечатлениях от дня, чувствах, мечтах. Старайтесь проводить с ребенком больше времени, поиграйте с ним, сходите в кино, театр и т.д. Если вы планируете записать ребенка на продленку, обговорите с ним это заранее, а не ставьте перед фактом.
• Поддерживайте ребенка морально, разделяя его первые трудности и радости. Чаще хвалите: «Умница!», «Молодец, отлично справился с заданием!» Если же вы расстроены какими-то его поступками, не скрывайте своих чувств. Например, вы вполне можете сказать: «Мне досадно слышать, что учительница недовольна твоим поведением». Для ребенка в таком возрасте очень важно мнение родителей, поэтому он к нему наверняка прислушается и сделает выводы.
Вы всегда можете обратиться за психологической помощью в МБУ «ЦПППДиМ»Эйдос»», наш номер 42-69-23, мы находимся по адресу: Тукая 32 кв.1 Всегда рады Вам помочь!
Написала: Пипкина Людмила Викторовна