Как подростку найти своё призвание?

1Кто больше переживает за профессиональное будущее – подростки или их родители? И те, и другие. Родители переживают, так как хотят лучшей участи своим детям. Дети переживают, потому что переживают родители, потому что  паника вокруг ЕГЭ, ажиотаж по поводу поступления в вуз… Правда, здесь нужно отметить, что родители больше переживают за то, чтобы сын или дочь лучше устроились в жизни, а — не нашли своё истинное призвание… Что, на мой взгляд, более важно…

Чтобы дети овладели престижной или востребованной специальностью, родители склонны навязывать своё мнение, зачастую оказывая медвежью услугу. Мне известны случаи среди моих знакомых, когда их дети, окончив то или иное учебное заведение, вручали свои дипломы мамам и отправлялись работать совсем не по специальности.

Я знаю одного молодого человеком, который по природе является демонстративной личностью, наделён актёрскими способностями. В школе он играл в КВН, вёл мероприятия, концерты и праздники… По настоянию родственников, которые были убеждены, что профессия должна быть серьёзной, он поступил в военное учебное заведение. И лично я не представляю, как этот весёлый, экспрессивный и творческий человек шагает по плацу или выполняет команды и приказы. Ведь ему приходится теперь держать себя в строгих рамках. Какая уж тут экспрессия?…

Когда лучше всего начинать задумываться о будущей профессии? Идеальный вариант —  в 8 или начале 9-го класса. Почему? Чтобы выявить интересы, способности и наклонности, направление деятельности и уже как-то прицелиться к учебному заведению и, следовательно, выбрать те экзаменационные предметы (ОГЭ), которые буду необходимы для поступления, то есть выбирать предметы ОГЭ с прицелом на ЕГЭ. А не так, чтобы сдать то, что полегче и отвязаться… Я говорю об идеальном варианте. Конечно же, на консультацию по профориентации приходят  в самое разное время – 7-м, 9-м, 10-м и 11-м классах… И даже взрослые люди. Задумываться о своём призвании никогда не бывает рано и, что особенно важно заметить, никогда не бывает поздно.

С чего я, как консультант по профориентации, начинаю свою работу? С того, что прошу человека вспомнить, чем он любил заниматься в детстве, в 5 лет. Действительно, почему в 5 лет мы чётко знаем, кем нам хочется быть – учителем, врачом, водителем, ветеринаром… а в 17 лет мы как слепые котята, не знаем, в каком направлении двигаться дальше? Есть два ответа на этот вопрос. Либо человек очень плохо знает себя, не чувствует себя, не знает собственных интересов и наклонностей…. Либо его интересы вошли в противоречие с мнением окружающих его близких людей (или же он увлекся поиском престижной сферы) и в результате утратил связь с самим собой…

Очень большое подспорье, конечно же, может оказать родительская поддержка. Я сейчас больше говорю о поддержке психологической, нежели финансовой. О желании понять —  в чём предназначение моего ребенка?

Если родители, к примеру, не могут сами определить интересы и способности ребёнка, тогда нужно просто водить его по кружкам. Не стесняться перебирать кружки и секции. И тогда ребенок сам почувствует, чем ему нравится заниматься. К чему его влечёт? Это же и есть профориентация на практике.

Огромную роль в выборе профессии, конечно же, играют школьные учителя. Харизматичный педагог так может увлечь ребенка своим предметом , что тот захочет связать с ним и всю свою жизнь. И это здорово! Правда, и тут можно ошибиться. У меня на консультации была девушка, которая бросила учёбу на 1-м курсе химфака в одном московском вузе. Когда я стала беседовать с ней, я увидела перед собой филолога —  человека, страстно увлечённого литературой.

 —  Как тебя на химфак-то занесло? – спросила я её.

 — Химия в школе нравилась. Выбрала ЕГЭ по химии.

Вот здесь и кроется ошибка.

Ошибка №1

Вот здесь и кроется ошибка —  ставить выбор будущей профессии в зависимость от выбора предмета ЕГЭ. Что же получается в итоге? Подавая документы в вузы, школьники поступают туда, куда успешно «проходят» по конкурсу, согласно набранным баллам. Печально то, что таким образом они не имеют возможности поступить на желаемую (читай: подходящую) им специальность.

Ошибка №2 – «Поступить во что бы то ни стало!».

При этом, не учитывая ни интересов, ни наклонностей, ни собственных желаний… Проучившись в вузе один или два, а то и все пять курсов, молодые люди вдруг понимают, что оказались совсем не в том месте, где хотели бы находиться. Приходится пересдавать ЕГЭ, перепоступать в другой вуз или на другой факультет…

Ошибка №3. «У нас все в семье врачи.

Пусть и он (а) на врача учится». У меня на консультации была девушка, которая хотела быть художницей, но родители имели стоматологическую клинику и очень хотели передать своё дело дочери. Семейные разборки доходили до слёз. Не выдержав давления, девочка поступила в медицинский вуз.

На мой взгляд, очень важно осознать, к чему тебя влечёт по-настоящему. Ради какой деятельности тебе хочется просыпаться по утрам? Ради какого дела тебя задумал Бог? Понятно, что деньги зарабатывать нужно. Никто этого не отрицает. Но… Важно понять: какая деятельность тебя наполняет и делает счастливым? Что ты готов делать даже бесплатно? Потому что не делать этого ты просто не можешь… Ответьте себе на этот вопрос честно… Хотя бы себе…

Педагог-психолог, консультант по профориентации

Иванова Наталья

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Профориентация. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *