Философ и писатель, Георгий Гурджиев, чья деятельность была посвящена саморазвитию человека, утверждал что очень важный момент в работе над собой наступает лишь тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью. В чём же заключаются различия?
Сущность — это то, что непосредственно принадлежит вам: то, с чем вы родились, и на что вы всегда можете надёжно опереться в самые трудные минуты вашей жизни. Личность – это то, что привито и привнесено в вас другими.
Сущность – это то, что является для человека собственным; это индивидуальность, это подлинное “я” человека. Личность – это всё, что связано с воспитанием, обучением, соблюдением социальных норм и т.п. Это всё то, что пришло извне, чему человек научился; вся совокупность стереотипов поведения и убеждения. Таким образом, личность это нечто чуждое в нас, навязанное нам извне. Оно, кстати, обретается нами по мере угнетения сущности. Посмотрим, как это происходит?
Маленький ребёнок ещё не имеет личности. Он представляет собой то, что есть в действительности. Он и есть сущность. Его желания и вкусы выражают его подлинное существо. Он ещё не научился притворяться. Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее… И очень происходит остановка развития сущности в очень раннем возрасте. Бывает так, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и образованного, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет.
Каждый ребёнок обладает от рождения своим уникальным жизненным потенциалом, составляющим основу его “реального я” основу для развития его сущности, актуализация которой и могло бы принести ему ощущение исполненности и счастья. Но…
В ранний период своего развития ребёнок как никогда нуждается в любви и приятии… Но болезненные столкновения с непониманием, неприятием и раздражением со стороны родителей и ближайшего социального окружения, порождает в ребёнке ощущение своей незащищённости, покинутости и ненужности. В свою очередь подобное ощущение отвергнутости создаёт определённый уровень базальной тревоги и страха и включает в нём механизмы адаптации и приспособления.
Ребенок может принять решение о смирении или соглашательстве и начать движение к людям; может принять агрессивное или экспансивное решение и начать движение против людей; или же может принять решение об отчуждении, уходе от людей. Таким образом, чтобы обрести ощущение своей целостности, ребёнок делает упор на одной из перечисленных стратегий и становится в основном смиренным или агрессивным, или отчуждённым от людей.
Пытаясь компенсировать недостаток любви и снизить общий уровень базальной тревоги, ребёнок с помощью воображения создаёт “идеальный образ самого себя” и, в зависимости от выбранной стратегии, наделяет его неограниченной силой, властью и невероятными способностями.
Идеальный образ СМИРЕННОГО ТИПА строится на предвосхищении ожиданий окружающих, их отзеркаливании, в котором полностью УТРАЧИВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ САМОГО СЕБЯ. Ценность твоей личности полностью определена извне, то есть тем, как к ней относятся другие. Став взрослым, он всячески стремится добиться расположения и одобрения со стороны окружающих и убежден, что если он будет смиренным, любящим, то судьба и другие люди будут милостивы к нему.
Цели, черты характера и ценности тех, кто в детстве избрал стратегию ВНЕШНЕЙ ЭКСПАНСИИ, прямо противоположны всему вышеперечисленному. Не любовь привлекает их, а господство. Им отвратительна беспомощность, они стыдятся страдания и нуждаются в успехе, всеобщем поклонении и признании. Любая жизненная ситуация в социуме, на работе или дома является для них ареной для доказательства собственного превосходства и исключительности.
Тот, чья главная стратегия УХОД ОТ ЛЮДЕЙ, не гонится ни за любовью, ни за господством, а поклоняется свободе, покою и самодостаточности. Чтобы избежать зависимости от окружения, он старается подчинить себе свои внутренние порывы и довольствоваться малым. Его сделка с судьбой состоит в том, что если он не будет сам ничего просить у людей, то и люди его не побеспокоят; если он не будет ни к чему стремиться, то и не потерпит неудачи; не будет ничего ожидать, то не будет и разочарован. Он считает, что тем самым имеет право на то, чтобы другие не лезли в его частную жизнь, не ждали от него ничего и не беспокоили его, имеет право быть освобождённым от необходимости зарабатывать на жизнь и от ответственности. Он сверхчувствителен к всякого рода влиянию, давление, принуждению или узам любого рода. Поэтому стремится во всех отношениях поддерживать должную дистанцию, которая бы его не к чему не обязывала, не обременяла… Пуще огня боится оказаться рабом той или иной привязанности.
Казалось бы, совершенно противоположные стратегии, тем не менее, содержат в своей основе один объединяющий их элемент – ИЗНАЧАЛЬНОЕ НЕПРИЯТИЕ СВОЕГО РЕАЛЬНОГО «Я».
Дело в том, что самоактуализация (абсолютное раскрытие своего потенциала, склонностей и задатков) возможна лишь в реальности и может быть основана лишь на приятии реального потенциала. Попытка же во что бы то ни стало сделать актуальным Идеальное Собственное Я вносит расщепление и отчуждение от реальности, отвлекая на себя всю существующую в человеке энергию.
Ненависть к себе – это ярость, которую идеальное Я испытывает к актуальному Я за то, что оно не такое “как надо”. Люди ненавидят и презирают себя с той же силой и с той же иррациональностью, с какой себя идеализируют.
И именно здесь пролегает величайшая трагедия человеческого сознания. В стремлении к Бесконечному и Абсолютному Совершенству человек начинает разрушать себя. И эта неистребимая и всепроникающая ненависть к себе в основном носит бессознательный характер, так как она слишком болезненна, чтобы с ней встретиться открыто.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что мысли, которые мы заимствуем у других, дают нам личность, а знание, к которому мы приходим изнутри, даёт нам индивидуальность. Личность – фальшива; индивидуальность подлинна. Личность заимствована; а индивидуальность не может быть заимствованной. НИКТО НЕ МОЖЕТ ВАМ СКАЗАТЬ, КТО ВЫ ТАКОЙ. Вы сами должны углубиться в свою сущность. Нужно пройти много слоёв личности, фальшивой личности, прежде чем вновь обретёшь себя.
Следует понять, что человек состоит из двух частей: сущности и личности. Сущность — это то, что непосредственно принадлежит вам; то, с чем вы родились, и на что вы всегда можете надёжно опереться в самые трудные минуты вашей жизни. Сущность – это то, что является для человека собственным; это индивидуальность, это подлинное “я” человека.
Личность – это то, что привито и привнесено в вас другими. Это – воспитание, обучение, соблюдение социальных норм и т.п. Это всё то, что пришло извне, чему человек научился; вся совокупность стереотипов поведения и убеждения.
Таким образом, личность это нечто чуждое в нас, навязанное намизвне. Оно, кстати, обретается нами по мере угнетения сущности. Посмотрим, как это происходит?
Маленький ребёнок ещё не имеет личности. Он представляет собой то, что есть в действительности. Он и есть сущность. Его желания и вкусы выражают его подлинное существо. Он ещё не научился притворяться. Но пропорционально росту личности сущность проявляется всё реже, всё слабее… И очень происходит остановка развития сущности в очень раннем возрасте. Бывает так, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного и образованного, останавливается на уровне ребёнка пяти или шести лет.
Каждый ребёнок обладает от рождения своим уникальным жизненным потенциалом, составляющим основу его “реального я” основу для развития его сущности, актуализация которой и могло бы принести ему ощущение исполненности и счастья. Но…
В ранний период своего развития ребёнок как никогда нуждается в любви и приятии… Но болезненные столкновения с непониманием, неприятием и раздражением со стороны родителей и ближайшего социального окружения, порождает в ребёнке ощущение своей незащищённости, покинутости и ненужности. В свою очередь подобное ощущение отвергнутости создаёт определённый уровень базальной тревоги и страха и включает в нём механизмы адаптации и приспособления.
Ребенок может принять решение о смирении или соглашательстве и начать движение к людям; может принять агрессивное или экспансивное решение и начать движение против людей; или же может принять решение об отчуждении, уходе от людей. Таким образом, чтобы обрести ощущение своей целостности, ребёнок делает упор на одной из перечисленных стратегий и становится в основном смиренным или агрессивным, или отчуждённым от людей.
Пытаясь компенсировать недостаток любви и снизить общий уровень базальной тревоги, ребёнок с помощью воображения создаёт “идеальный образ самого себя” и, в зависимости от выбранной стратегии, наделяет его неограниченной силой, властью и невероятными способностями.
Идеальный образ СМИРЕННОГО ТИПА строится на предвосхищении ожиданий окружающих, их отзеркаливании, в котором полностью УТРАЧИВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ САМОГО СЕБЯ. Ценность твоей личности полностью определена извне, то есть тем, как к ней относятся другие. Став взрослым, он всячески стремится добиться расположения и одобрения со стороны окружающих и убежден, что если он будет смиренным, любящим, то судьба и другие люди будут милостивы к нему.
Цели, черты характера и ценности тех, кто в детстве избрал стратегию ВНЕШНЕЙ ЭКСПАНСИИ, прямо противоположны всему вышеперечисленному. Не любовь привлекает их, а господство. Им отвратительна беспомощность, они стыдятся страдания и нуждаются в успехе, всеобщем поклонении и признании. Любая жизненная ситуация в социуме, на работе или дома является для них ареной для доказательства собственного превосходства и исключительности.
Тот, чья главная стратегия УХОД ОТ ЛЮДЕЙ, не гонится ни за любовью, ни за господством, а поклоняется свободе, покою и самодостаточности. Чтобы избежать зависимости от окружения, он старается подчинить себе свои внутренние порывы и довольствоваться малым. Его сделка с судьбой состоит в том, что если он не будет сам ничего просить у людей, то и люди его не побеспокоят; если он не будет ни к чему стремиться, то и не потерпит неудачи; не будет ничего ожидать, то не будет и разочарован. Он считает, что тем самым имеет право на то, чтобы другие не лезли в его частную жизнь, не ждали от него ничего и не беспокоили его, имеет право быть освобождённым от необходимости зарабатывать на жизнь и от ответственности. Он сверхчувствителен к всякого рода влиянию, давление, принуждению или узам любого рода. Поэтому стремится во всех отношениях поддерживать должную дистанцию, которая бы его не к чему не обязывала, не обременяла… Пуще огня боится оказаться рабом той или иной привязанности.
Казалось бы, совершенно противоположные стратегии, тем не менее, содержат в своей основе один объединяющий их элемент – ИЗНАЧАЛЬНОЕ НЕПРИЯТИЕ СВОЕГО РЕАЛЬНОГО «Я».
Дело в том, что самоактуализация (абсолютное раскрытие своего потенциала, склонностей и задатков) возможна лишь в реальности и может быть основана лишь на приятии реального потенциала. Попытка же во что бы то ни стало сделать актуальным Идеальное Собственное Я вносит расщепление и отчуждение от реальности, отвлекая на себя всю существующую в человеке энергию.
Ненависть к себе – это ярость, которую идеальное Я испытывает к актуальному Я за то, что оно не такое “как надо”. Люди ненавидят и презирают себя с той же силой и с той же иррациональностью, с какой себя идеализируют.
И именно здесь пролегает величайшая трагедия человеческого сознания. В стремлении к Бесконечному и Абсолютному Совершенству человек начинает разрушать себя. И эта неистребимая и всепроникающая ненависть к себе в основном носит бессознательный характер, так как она слишком болезненна, чтобы с ней встретиться открыто.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что мысли, которые мы заимствуем у других, дают нам личность, а знание, к которому мы приходим изнутри, даёт нам индивидуальность. Личность – фальшива; индивидуальность подлинна. Личность заимствована; а индивидуальность не может быть заимствованной. НИКТО НЕ МОЖЕТ ВАМ СКАЗАТЬ, КТО ВЫ ТАКОЙ. Вы сами должны углубиться в свою сущность. Нужно пройти много слоёв личности, фальшивой личности, прежде чем вновь обретёшь себя.
Подготовила психолог-консультант
Наталья Иванова
One Response to О личности и сущности… Или о том, как вновь обрести себя.