Мы выросли в культуре, где наши желания часто ставились под сомнения, назывались неадекватными, неприемлемыми, аморальными. А чаще всего – неважными. Нас как перепеленали, так мы и живём — крепко стянутые по рукам и ногам. Вместо того, что нам на самом деле хотелось, нам предлагалось что-то другое, что получало положительное подкрепление от старших, ради любви которых мы забывали свои «неважные» желания.
Но что такое желание на самом деле? Иногда думают, что желания — это «хотелки», что-то вроде ожидания новогодних подарков от Деда Мороза или мечтаний Емели — «по щучьему велению — по моему хотению», поиск халявы. Или же, наоборот, желаниям придаётся статус «страстей», одержимости, алчности: хочу быть, понимаешь, владычицей морской и всё тут, ни перед чем не остановлюсь ради этого…
Желание на самом деле — это наши врождённые свойства. Человек — это и есть его желания. Наша личность соткана из наших желаний, части нашей психики — наши свойства желают проявиться, реализоваться, найти воплощение. Даже ребёнок, который хочет какую-то игрушку, на самом деле хочет переживать свои свойства, которые раскрываются в нём с этой игрушкой. Поэтому так-то и важны желания — наши природные свойства, без раскрытия которых мы не можем чувствовать себя самими собой, живём, словно потеряв часть себя.
Можно вспомнить свои настоящие желания, реанимировать их в себе, это сразу ощущается приливом сил, вдохновением, покоем, теплотой… Словно становишься больше. Настоящие желания (назовём их «желания души») в отличие от социально-привитых сверх-ценностей («желания эго») никогда не ощущаются как что-то противоречивое, конфликтное. Например, когда человек говорит «хочу любить и быть любимым» — это внутренне часто воспринимается как нечто противоречивое. «Быть любимым» — это сверхценность, которая, примешиваясь к желанию, портит всю малину. «Хочу, чтобы меня уважали, ценили», «хочу, чтобы мной были довольны, восхищались мной, хочу нравиться другим», «хочу, чтобы мне дали премию, подарили шубу, признали лучшим менеджером» — всё это сверхценности из разряда «я нуждаюсь в том, чтобы мама и папа говорили мне какой я хороший».
Реальное желание — это про то, какой я и что я делаю, когда я такой. Реальное желание — это наш танец и песня, а антураж для него — дело вторичное, которое обычно присоединяется к нам, когда музыка души начинает звучать всё громче, раскрывается индивидуальность и размах. Важно не только «что» вы желаете, но и «как». Важен стиль, размах, у каждого именно свой — родной, природой данный, и поэтому органичный и гармоничный.
Желать — значит намереваться проявить себя. Вот тут-то нам просто необходимо распеленаться. Именно для этого важно формировать привычку подкреплять в себе свои природные желания, положительно подтверждать самого себя в этом и, напротив, не подкреплять погоню за сверхценностями, а игнорировать их. И, конечно, ясно различать одно и другое. Это ли не настоящая любовь к себе, которой так не хватает?
Психолог-консультант Игорь Чатуров
One Response to О наших желаниях