Меня беспокоит состояние сына 11-ти лет. Часто сомневается в собственной значимости, называет себя неудачником… Хотя причин, казалось бы, нет – отличник, олимпиадник, физически здоров, полная любящая семья… Редко бывает остроумен, самоироничен…
На вопрос отвечает педагог-психолог Наталья Иванова:
Проблемы, связанные с неуверенностью в себе, могут возникнуть у любого человека. Не говоря уже о ребенке, который только-только вступил в стадию подросткового периода. Именно в этом возрасте начинается самопознание, подросток задаётся вопросами: «Кто я? Каков я? Что я могу?».Если младший школьник познает себя на основе суждений о нем взрослых (родителей, учителей), то есть смотрит на себя как бы глазами окружающих, то с возрастом он начинает оценивать себя сам. Обычно в качестве объекта сравнения выступает какой-то идеал (литературный герой, киногерой, уважаемый сверстник). Это – та мерка, с которой подросток подходит к оценке своих качеств.
Взрослый должен помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. Учителя и родители же в основном склонны делать акценты на негативных чертах личности и недостатках. То есть занижают самооценку подростков. К большому сожалению…
Вышеописанное поведение вашего сна может быть связано с незнанием себя, неумением оценить себя и свои достижения. Возможно, у мальчика слишком завышен уровень притязаний, и поэтому даже отличная учеба и участие в таких серьезных мероприятиях, как предметные олимпиады (которые доступны далеко каждому школьнику!) не приносят ему удовлетворения. Или эта планка для него настолько завышена, что, карабкаясь до неё, он теряет много сил и эмоционально истощается.
Возможно, у мальчика есть проблемы в общении со сверстниками. Может быть, у него нет постоянных друзей или происходит какой-то конфликт с одноклассниками. Подростку очень важно найти свое место в коллективе. Влияние сверстников, как референтной группы, в подростковом возрасте более значимо, чем влияние родителей.
Очень значимы для формирования самооценки взаимоотношения в семье. Если мама и папа занимают позицию «на равных», советуют что-то без навязывания своей точки зрения, то подростки чувствуют себя защищенными в семье, это положительно влияет на их самооценку. Жесткое и негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие подростки фокусируются на неудачах, замыкаются в себе, избегают участия в соревнованиях, чувствуют себя неудачниками. Им могут быть присущи агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности. Партнёрские же взаимоотношения в родительской семье добавляют подростку самоуважение, уверенность, формирует умение принимать собственные решения. Если ребенок не принимает участия в принятии решений, это приводит к формированию неблагополучного образа «Я» и низкой самооценки.
Нередко бывает, когда родители пытаются в детях воплотить свои несбывшиеся мечты (получить золотую медаль, стать кандидатом в мастера спорта и т.п.)… Здесь нужно проявить мудрость и дать своим детям возможность заниматься тем, что им , действительно, интересно, что будет приносить им удовольствие и повышать уверенность в себе.
Как происходит общение в кругу вашей семьи? Интересуетесь ли вы тем, что занимает сына во внеучебное время? Знаете ли вы, о чём он мечтает? Подбадриваете ли вы его? Насколько часто звучат в его адрес слова поддержки? Подчёркиваете ли вы его положительные качества? Проводите ли вы вместе выходные и праздники? Часто ли вы вместе обсуждаете что-то (телевизионные новости, фильмы, семейные планы)? Часто ли шутите и смеётесь? Интересовались ли вы, кем он хочет стать, каковы его профессональные предпочтения? Чувствует ли он себя в семье значимым? Чувствует ли он рядом с вами безопасность, поддержку и принятие?… Или должен беспрестанно достигать каких-то высот и планок, чтобы быть принятым и любимым…
Что можно порекомендовать родителям, чтобы сформировать адекватную самооценку у подростка?
1. Постарайтесь понять, что жизнь ребенка принадлежит ему самому, не требуйте от него совершенства во всем, избегайте перфекционизма.
2. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.
3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.
4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.
5. Не бойтесь признаваться детям в своих ошибках, просите прощения, если были не правы. Доверяйте своим детям!
2 Responses to Сын называет себя неудачником