Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. И ребенок, несомненно, нуждается в таком отношении.
Безусловно принимать ребенка – значит принимать без условий; любить его не за какие-то определенные заслуги или желательное поведение, а просто за то, что он есть («Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!»).
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому или другим, является одной из фундаментальных человеческих потребностей, писал американский психолог, основатель гуманистической психологии А.Маслоу. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он просто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр.
Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение. В таблицу «Язык принятие непринятия» (см. ниже) неслучайно попали вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия и непринятия», так как от невербального оформления нашей речи зависит то, как воспримут наши слова другие люди.
Обратите внимание: в таблице есть такие понятия, как “временной язык” и “постоянный язык”. К примеру, временной язык можно проявить следующей фразой: «Сегодня у тебя не получилось прыгать на скакалке». Постоянный язык несёт в себе более категоричную оценку: «У тебя никогда ничего не получается!». Есть разница?!
Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребенка, но не его личностью в целом. Не менее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную категорию. Сравните приведенные ниже реплики. Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегодня сломал новую машинку») и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).
Очень важно также не запрещать ребенку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию. Например, малыш, рассказывая о ссоре со своим приятелем по детскому саду, заявляет: «Я ненавижу Сашку!». Запрет на чувства: «Ты знаешь, что ненависть – очень плохое чувство? Ты не должен никого ненавидеть. Тебе может просто что-то или кто-то не нравиться». Принятие чувств ребёнка, попытку прояснить ситуацию можно выразить следующим образом: «Я вижу, ты расстроен (сердишься). Что между вами произошло?».
Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребенком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.
Задание для самоанализа:
В течение 2-3 дней проанализируйте свое общение с детьми. Каким образом вы проявляете свое положительное отношение к ним? Сколько раз вы обратились к ним с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой).
Язык принятия |
Язык непринятия |
– оценка поступка, а не личности; – похвала; – комплимент; – временный язык; – ласковые слова; – поддержка; – выражение заинтересованности; – одобрение; – согласие; – позитивные телесные контакты; – улыбка; |
– отказ от объяснений; – негативная оценка личности; – сравнение не в лучшую сторону; – постоянный язык; – указание на несоответствие родительским ожиданиям; – игнорирование; – команды и приказы; – подчеркивание неудачи; – оскорбление; – угроза; |
– контакт глаз; – доброжелательная информация; – выражение своих чувств; – отражение чувств ребенка |
– наказание; – угрожающие позы и мимика; – негативные интонации |
6 Responses to Язык принятия