Секреты активного слушания

roditeli-i-detiЧто значит активное слушание? Это возвращение в процессе беседы тех чувств и переживаний, о которых рассказал вам ребенок, с обозначением этих чувств.

В случае любого негативного эмоционального переживания (обида, неудача, стыд, страх, несправедливость, усталость) – первое, что необходимо сделать – дать понять ребенку, что вы знаете о его переживаниях и “слышите” его.

Пример:

Ребенок: он забрал мою игрушку!
Родитель: Ты очень огорчен и рассержен на него?

Ребенок: Не одену я эту дурацкую блузку!
Родитель: Тебе она очень не нравится?

Подобные ответы кажутся нам непривычными и даже странными, однако их эффективность заключается в том, что они четко показывают ребенку, что родитель понимает и принимает его состояние.

Важные правила активного слушания:

1. Обязательно повернитесь лицом к ребенку! 

Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне (можно присесть рядом или взять ребенка на колени). Именно положение тела и поза первыми сигнализируют о вашей готовности слушать и слышать ребенка.

2. Избегайте задавать вопросы расстроенному или огорченному ребенку!

Возвращая ребенку его эмоции в виде констатации факта, мы сразу показываем, что настроены на эмоциональную волну ребенка. Задавая вопросы, мы остаемся в роли внешнего участника, которого интересуют только факты, но не переживания ребенка.

3. Умейте держать паузу в беседе!

После каждой реплики нужно немного помолчать. Эта пауза даст ребенку возможность разобраться в своих переживаниях и полнее почувствовать, что вы рядом. Также хорошо помолчать и после ответа ребенка, возможно, он что-то добавит.

4. Иногда сначала нужно повторить, что, как вы поняли, что случилось с ребенком, а уже после обозначить его чувство.

Прислушивайтесь к ребенку, будьте внимательны к его словам!

Освоив способ активного слушания и используя его на практике, вы непременно увидите положительные изменения в поведении ребенка и в ваших с ним отношениях!

Во-первых, негативные переживания ребенка значительно ослабевают.

Во-вторых, убедившись в том, что взрослый готов его слушать, ребенок начинает рассказывать о себе все больше.

В-третьих, ребенок учится сам продвигаться в решении своей проблемы, т.к. проговаривая сложную ситуацию и получая поддержку взрослого, становится более уверенным, видит ситуацию как бы со стороны и находит способы ее решения.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Детско-родительские отношения. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>