Самое ужасное, что могут сделать родители для своей дочери — воспитать её «хорошей девочкой». Речь не идёт о том, как быть порядочной, умной или ответственной… «Хорошая» — это привычка ориентироваться на чужие оценки, боязнь обидеть человека, переступившего твои личные границы и т.д. Быть хорошей (читай «удобной») — это тяжелый груз, от которого многие не могут избавиться потом всю жизнь.
Хороших девочек очень любят взрослые. Воспитатели в детском садике, родители, учителя начальных классов, начальники… Скажешь хорошей девочке доедать до конца суп или кашу — она доедает, лишь бы не расстроить взрослых. А потом, во взрослой жизни, она не слышит свое тело, потому что не приучена. Приучена заглядывать в глаза воспитательницы: как я должна поступить? Как правильно?
Хорошая девочка не дерзит взрослым. Не говорит с ними грубо, и даже на равных не говорит: только улыбается, поддакивает, слушается, подстраивается… Так и терпит потом (даже насилие, как психологическое, так и физическое) и много еще будет терпеть там, где надо твердо и громко сказать: нет!
Хорошая девочка учится на одни пятерки. Четверка для неё — трагедия. За годы учебы она так привыкает ориентироваться на оценки других, что и дальше по привычке живет в нервном ожидании: как меня оценивают? Что обо мне говорят? Все ли считают меня хорошей? Правильно ли я поступаю? Девочка хочет получать от мира пятерки, как в школе.
Хорошая девочка старается быть удобной для окружающих: угождает, заботится, жертвует собой… В семье, на работе, в обществе… Вот только жертвы эти часто не только не ценят, но и считают признаком слабости.
Хорошая девочка приучена терпеть. Не отвлекать взрослых от их важных дел своими пустяковыми проблемами. Послушно ждать, когда на неё обратят внимание. Она так привыкает терпеть, что это становится её второй натурой, образом жизни — находить страдание даже там, где его нет.
Иметь хороших детей — очень удобно для взрослых. Хорошие дети, как цветы в горшках, расставленные по подоконникам, радуют глаз. Но для жизни быть «хорошим», увы, не очень хорошо. От «хорошести» потом приходится долго и с усилием избавляться. Так что лучше пусть уж они не будут удобными. Зато будут смелыми, умеющими за себя постоять, знающими свои желания, потребности и границы. Пусть привыкают оценивать себя сами, а не заглядывать в глаза учителям. Пусть, если нужно, грубят и дают сдачи. Пусть не будут хорошими… Пусть заботятся о себе и будут счастливыми.