«Моя дочь-семиклассница слишком эмоционально переживает плохие оценки в школе. Получит «тройку» — приходит домой вся в слезах, будто на этом жизнь кончена. Я стараюсь её поддерживать, объясняю, что каждый человек имеет право на ошибку… Но очередная плохая оценка — и всё повторяется. Хотя в целом учится она очень хорошо, за четверть получает максимум две-три тройки, а о «двойках» и речи нет. Почему дочь так остро реагирует на плохие отметки и как помощь ей «не париться» насчёт них?».
А как вы сами относитесь к её оценкам? Как вы показываете это? Что при этом говорите? Что при этом говорит ваше тело, ваше лицо, тон голоса?
Вы очень правильно делаете, когда говорите ребенку, что он имеет право на ошибку. Другое дело – как вы это делаете. Возможно словами вы говорите одно, но всё ваше поведение выдаёт совсем другое, и девочка неосознанно считывает ваше недовольство. Или — вашу надежду, которая грузом ответственности ложится на неё. Возможно, она так боится огорчить вас, что получает обратный эффект, потому что в состоянии страха трудно показать хороший результат, даже если ты к этому готов.
Постарайтесь понять, почему дочь так сильно переживает из-за оценок. Ей стыдно? Ей кажется, что она глупа? Над ней посмеялись одноклассники? Может быть, её оскорбила учительница? Очень важно это понять. Потому что от этого будет зависеть, что делать дальше – умерить свои требования, поговорить с учителем или нанять репетитора и т.п.
Не стоит требовать, чтобы дочь была успешна во всем. Помогите ей понять, что её интересно, пусть тратит основные силы на те предметы, которые её увлекают. Хорошо, если помимо учебы будет занятие, в котором она будет успешна: спорт, музыка, рисование. Если что-то удается хорошо, подросток проще относится к неидеальным результатам в школе. Успех помогает ему скомпенсировать трудности в учёбе.
Необходимо прививать понимание, что оценка — это не всегда показатель ума. Что есть отличники, за оценками которых нет конкретных знаний, и в жизни такие люди не всегда реализуются. И, напротив, есть люди, которые учились в школе не очень хорошо, однако успешно трудятся в своей нише, опираясь на свои сильные стороны. Есть и такие, кто получил золотую медаль, но не смог окончить университет.
Как ещё можно помочь ребёнку? Помощь ребенку необязательно заключается в том, чтобы решить за него задачу или нанять репетитора. Важно поддержать его эмоционально. Вы можете рассказать, как сами справлялись с учёбой в школе и как сейчас справляетесь со сложными задачами. Подбодрите, рассмешите, обнимите или как-то иначе поднимите ребенку настроение и снизьте уровень стресса.
В стрессе учиться невозможно. Ваша задача – минимизировать стресс и сделать так, чтобы ребенок был уверен в ваших с ним отношениях. Чтобы он знал: оценки, уроки, домашние задания и ЕГЭ их не разрушат.
Важно дать детям понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных отметок.
Известный педагог-психолог, публицист Людмила Петрановская в своём интервью однажды сказала: «Помните о том, что ваш ребенок появился на свет не для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ в школе». Нам всем, без исключения, нужно помнить об этом.
Педагог-психолог Наталья Иванова