Сыну 9 лет, перешёл в другую школу. В самом начале учебного года он очень нервничал, был злой, дерганый. А сейчас какой-то притихший, молчаливый. У нас в семье вообще не принято чем-то делиться и что-то обсуждать, но состояние сына беспокоит. Он сам по себе одиночка, боюсь, как бы в школе чего-нибудь не случилось. Хотя учительница говорит, что его никто не обижает, просто он ходит сам по себе, ни с кем не общается, держится отстраненно, соответственно, и к нему никто не подходит. Как помочь ребенку?
На вопрос отвечает педагог-психолог Наталья Иванова:
Вообще на адаптацию к новому месту и новому коллективу может уйти от полугода до 1-го года… Поэтому здесь нужно не просто набраться терпения, но и помочь сыну пережить этот этап.
Войдите в его положение: новые стены, новые одноклассники, новые учителя… Теперь ему нужно привыкать к новым людям, искать новых товарищей или единомышленников, приспосабливаться к требованиям учителей…
«Он сам по себе одиночка» — именно поэтому и произошло замыкание в себе… Иной бы ребенок начал активно искать друзей или завоевывать авторитет в новом коллективе, как-то проявлять себя… А ваш сын занял позицию отстраненного человека… Вы и пишете о нем, что «он сам по себе, одиночка».
Хорошо, что вы обратились к классному руководителю… Познакомились, пообщались, получили информацию, заручились её поддержкой…
Всё, что вы можете сделать сейчас, это разговаривать с сыном дома. Только не навязчиво выспрашивая: как дела в школе? А терпеливо выжидая, когда он сам, добровольно начнёт вам рассказывать о себе.
Как ему в этом помочь? Начните рассказывать о себе сами: как прошёл ваш день, о чём думали в течение дня, какие наметили планы, чем планируете заняться в выходные… Учитесь просто разговаривать ни о чём и обо всём… Дети в этом нуждаются, только не всегда решаются заявить о своём желании.
«У нас в семье не принято чем-то делиться и что-то обсуждать, но состояние сына беспокоит». Раз беспокоит, значит пора начинать делиться и обсуждать. Как я уже отметила выше, самое время начать этим заниматься…
Хочется задать вам очень важный вопрос: с чем связан перевод сына в другую школу? (вы не указали в письме) Когда вы его переводили, вы спрашивали его мнение, его желание… По какой причине вы это сделали?
Если, к примеру, у вас была цель, чтобы он учился в специализированном классе или в более «сильной» школе, то надо ему объяснить свои мотивы. Понимание ваших целей и чаяний, возможно (но не факт!), облегчит его состояние… А пока ему трудно. Надо это признать!.. Но это – урок для него (и для вас!). Человек должен уметь адаптироваться к разным условиям и различным коллективам. В жизни это очень пригодится.