Ребенок в семье очень нередко подвергается насилию со стороны собственных родителей. И для этого вовсе не обязательно применять физическую силу, наносить побои… Это может происходить, казалось бы, безобидными методами… Но давайте посмотрим, в каких формах может происходить насилие. И какие негативные последствия ожидают таких детей.
1) Родители кормят насильно или не кормят вообще. Это классика жанра. «Тебя не покормить — будешь голодный ходить».
Каковы могут быть последствия? Эти люди в кризисной ситуации, а то и при малейшем стрессе, не могут есть или не понимают сигналов от организма.
Еда для них — опасность. У второй категории (к которым применялось «будешь жрать, что сготовлю» или «я вам не домохозяйка, чтобы готовить»)- ожирение, потому что когда у человека появляется выбор, он не может остановиться и паникует, если холодильник не полон.
2) Наказание сном — либо «будешь всю ночь стоять», либо «иди спать, раз так себя ведешь».
Результат — нарушение сна, невозможность расслабиться ночью, кошмары, плохой сон.
3) Депривация — закрыть в темной комнате, порой на несколько часов, иногда — в шкафу. Предварительно хорошо бы еще напугать — «тараканы тебя там съедят».
Как результат — клаустрофобия (или еще какие-либо фобии), тревога, невозможность оставаться одному в квартире (или — невозможность выйти из нее), панические атаки.
4) Угроза оставления: «Я тебя отдам милиционеру», «Доктор тебя заберет», «Сдам в детдом», «Оставлю в магазине» — вариантов сотни.
В результате — страх перед помогающими профессиями (вплоть до невозможности набрать 01 при пожаре), страх отношений, просто боязнь людей вообще.
5) Отказ в собственности: «кто не работает, тот не ест» — «здесь нет ничего твоего», «пока не будешь зарабатывать деньги, твое мнение ничего не значит», «вот будет у тебя своя квартира — будешь жить, как хочешь».
В большинстве случаев — зацикленность на материальной безопасности, невозможность чувствовать себя дома, если жилплощадь не принадлежит человеку полностью, попытка продавливать свои интересы на основании материального права с близкими.
6) Отказ в праве на мнение, выбор, существование — «ты никто», «мне плевать, чего ты хочешь», «я знаю, что для тебя лучше».
В этом случае как результат либо очень сильный гнев, маргинальный образ жизни, либо согласие — отказ от себя, жизнь в стиле «главное — подальше от начальства, поближе к кухне».
7) Угроза разрушения любимых вещей и предметов. «Я у тебя это отберу», «Я отдам это другому», «Ты этого не заслуживаешь».
Здесь, как правило, рождается страх собственности — человек не может жить в своей квартире, боится привязываться к вещам, или, наоборот, ударяется в коллекционирование, не может выбрасывать вещи.
8) Игнорирование — объявление бойкота, нежелание общаться, пока ребенок не признает свою вину (в любой ситуации извиниться должен ребенок), отсутствие интереса к любым событиям в жизни ребенка.
9) Неоказание медицинской помощи — зачастую дисфункциональный родитель реагирует на заболевание ребенка таким образом: «ты придуриваешься», «перестань щуриться», «ты нарочно сутулишься» и так далее, не уточняя причину и не обращаясь к врачу.
Такой родитель никогда не берет больничный, забывает вовремя дать лекарства или предпочитает лечить «народными средствами», а то и ремнем. Понятное дело, что у такого ребенка во взрослой жизни ужасный иммунитет и куча заболеваний, плюс он совершенно не умеет заботиться о своем здоровье и считает, что это неважно.
10) Запрет на обучение: «никакой художественной школы», «танцовщица — это не профессия, они все проститутки», «женщина никогда не станет хорошим инженером, иди в педагогический», «ты слишком тупой, чтобы поступать в институт, сначала отслужи в армии и денег заработай, потом учись», «для девушки главное — семья, поэтому ни в какую гимназию ты не пойдешь, обойдешься районной школой» и так далее.
Некоторые такие родители, ориентируясь на «американский» пример, просто выгоняют в 18 лет детей на улицу без копейки, забыв, что «незаботливые» американцы в 18 лет выгоняют детей в колледж, помогая оплатить образование и жилье.
Дети таких родителей либо получают образование, которое им не нравятся, но слишком боятся пойти куда-то еще, чтобы научиться чему-то другому, либо в тридцать лет начинают учиться и не могут закончить, потому что им важнее процесс выбора и обучения, нежели результат (вечные первокурсники), либо не получают никакого образования и работают на низкооплачиваемой работе.
Вот таким образом, сами того не замечая, мы формируем у своего ребенка фобии, неуверенность, зажатость и многое-много другое. Как вы думаете, смогут ли такие дети в будущем стать счастливыми и успешными?