Дочка всё тянет в рот…

%d0%b4%d0%be%d1%87%d1%8c-%d0%b2%d1%81%d1%91-%d1%82%d1%8f%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%b2%d1%80%d0%be%d1%821Моей дочери почти 2 года. Она до сих пор всё тенет в рот: игрушки, различные предметы… Может пол облизать или попить из крана воду.

Мы пытались объяснять ей: говорили мягко,  говорили строго, ругали, даже по попе шлёпали… А порой она так делает, чтобы меня позлить… Я в отчаянии… Как быть? 

На вопрос отвечает психолог-консультант Наталья Иванова:

Действительно, когда ребенок тянет руки или предметы в рот в возрасте 3-6-ти месяцев, он, таким образом познаёт мир. Это известный факт. Если же это происходит  в 2 года или позже, то это, действительно, должно вызывать тревогу. Хотя каких-то определенных норм невротических состояний не существует. Потому что у каждого это проявляется индивидуально (кто-то грызёт ногти, теребит мочку уха, скручивает локоны волос и т.п.)…

Давайте вначале разберём, для чего ребенок вообще это делает… Когда он был грудным и находился рядом с мамой, то он ощущал спокойствие. Оставаясь без мамы, он начинает искать другие способы утешения – кто-то находит его в пустышке, кто-то сосёт палец и др. Это – потребность обеспечить себе безопасность. Реальность пугает и тревожит. И он таким образом себя спасает. Иными словами, такое поведение ребенка – это сигнал о том, что самостоятельно он не справляется с чем-то. Ему нужна помощь взрослых.

Чего нельзя делать в этом случае? Резко реагировать на его поведение и резко выводить его из этого состояния – убирать руки изо рта, бить по рукам, кричать на ребенка… Он и так в этот момент находится в небезопасном для себя состоянии, а тут ещё и взрослый начинает кричать… Если к тому же ребенок в ответ начинает эмоционально реагировать – кусаться или, как в вашем случае – ещё больше и чаще погружать пальцы в рот, то это – уже не просто сигнал, а крик о помощи.

Что нужно делать? Максимально понаблюдать: что тревожного происходит в жизни ребёнка? Когда он начинает брать предметы в рот или облизывать пол? В какой момент ребенок начинает прибегать к этому действию? Когда находится в присутствии других людей или, когда приходит в какое-то учреждение… То есть что-то происходит в жизни ребенка, к чему он не готов. Эти наблюдения необходимо записывать. Вести специальный дневник. И изучать эти записи, задаваясь вопросом: что вы можете предложить ребенку в этот момент – какое замещающее действие? То есть как можно поменять процедуру этого успокаивающего ритуала?…

Может быть, следует начать с того, чтобы сесть рядышком. Сидеть, разговаривать, рассказывать, объяснять что-то, спрашивать что-то. Через какое-то время можно подключить лёгкие объятия… Можно погладить зону между лопатками, спинку, головки, ножки (от центра к периферии). Это расслабляет мышечные зажимы. Иными словами, дать телу новый опыт справляться с напряжением.

Далее можно переходить к поглаживанию ручек, верхней части кистей, и потихонечку «доставать» пальчики изо рта, поглаживать подушечки пальчиков. Таким образом мы даём возможность коре головного мозга получить импульсы другим путём (не через облизывание рук и предметов), а через поглаживания частей тела и лёгкий массаж. Мы переключаем его внимание на другие действия и предметы. В этот момент можно давать ей какие-то другие интересные предметы и игрушки…. Или предложить почитать новый стих или сказку…

В конце концов, может быть, даже попробовать договориться с ней: дать ей облизать или погрызть что-то чистое, а не поднятое с пола…

Нужно понять самое важное – девочка не специально это делает… Она это делает, чтобы успокоиться. Скорее всего, она это делает, когда взрослые не могут уделить ей должного внимания. Возможно, она таким образом пытается обратить ваше внимание на себя… Привлекает внимание мамы и папы своим плохим, запретным поведением.

Итак, повторюсь, наблюдайте и ещё раз наблюдайте… Будьте внимательны, и вы сами почувствуете, что нужно сделать: поговорить, обнять или погладить… Это всё очень индивидуально. Ясно одно – ей не хватает внимания. И ваша задача – понять это… И перестать на неё злиться и обижаться…

Психологи говорят, что ребенок – это зеркало семьи. Мы, взрослые, можем что-то спрятать от самих себя, подавить, скрыть, умолчать… А ребенок словно сигналит нам о том, что в нашей семье что-то не так… Как бы мы это не прятали… Он словно отражает внутреннее напряжение в семье… Или же ваше внутреннее напряжение.

Итак, ваша задача наблюдать, подмечать, записывать, переключать внимание… Старайтесь проявлять максимум внимания, тепла, поддержки, ободряющих слов и похвалы в адрес дочери… Вам придётся запастись терпением. Очень многое сейчас зависит именно от вас, от вашего внутреннего настроя…. От вашей мотивации и ваших действий.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Детские проблемы, Детско-родительские отношения. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *