Считается, что человечество переживает эпидемию тревожных расстройств. Тревога для многих стала фоновым чувством, практически неосознаваемым. В отличие от физиологического страха, цель которого — уберечь человека от реальной угрозы, тревога может преследовать нас без всякой реальной опасности. Дело в том, что для нашего мозга граница между реальным и нереальным весьма условна. То, во что мы верим, то для нас и реально.
По моему мнению, рост тревоги вызван ростом желаний. Раньше для человека было естественно жить с мировоззрением типа «без труда — не вытащишь рыбку из пруда», с осознанием, что в жизни нет ничего бесплатного, всё стоит своих усилий. Человек во всё вкладывал себя: свой труд, волю, талант, добродетели. В будущее люди смотрели с естественным чувством ожидания воздаяния за заслуги и смирения перед судьбой. В наше время ландшафт коллективного бессознательного существенно изменился под бомбардирующим воздействием кино, телевидения, Интернета, соцсетей, рекламы и маркетинга. Мы ещё не осознаем, каким мощным метаморфозам подвергаем себя, свой разум и мозг. Ведь ни одно действие не остаётся без обратной связи.
Информационный посыл большинства сообщений, которые мы получаем — призыв к увеличению потребления. «Тебя недостаточно, тебе недостаточно, нужно больше, всего больше, торопись, не отставай»… Например, как реагирует ваш мозг и разум, когда вы видите невинные фотографии или посты своих друзей в соцсетях, рассказывающих о том, что в их жизни произошло что-то хорошее? Не обманывайте себя: вы завидуете. Может быть ваше сознательное «я», скажем так, основная личность не завидует, но подсознательная часть ума, которая появилась ещё в детстве в конкуренции со сверстниками, обязательно испытает напряжение — «тоже хочу!». Это психологическая суть бессознательного использования соцсетей: хвастовство и зависть. Это основная содержательная причина активности в соцсетях.
Другими словами, тревога — это естественная реакция на ожидание того, что я могу не получить что-то желаемое. Желание всегда предшествует тревоге. Если бы не было желания получить что-то, то не было бы опасения, ожидания возможной неудачи в этом. Та часть нашего ума (субличность), которая провозглашает «я хочу», и создаёт эту тревогу.
Лекарством от тревоги является выслеживание этой субличности и её интеграция (процесс объединения). Эти субличности могут быть теневыми, то есть их желания могут быть весьма архаичными, инфантильными и деструктивными. Поэтому сознательный ум может отрицать наличие у вас подобных желаний. Желание превосходства, например, насилия, одержимость сексом, властью, деньгами… Или, например, в вас может быть часть, которая «хочет никогда не взрослеть», «хочет умереть», «хочет жить вечно», «хочет, чтобы всё было по-моему» и т. д. Это очень ранние эго-структуры, тем не менее, очень ярко выражающие саму суть эго — противостояние другим и контроль над реальностью. Ведь эго начинает формироваться, когда маленький ребёнок выделяет себя от других, от группы и начинает проводить границу, обозначающую «моё» и «мне».
Когда мы осознаём подобные субличности и интегрируем их, мы свободны от своих «хочу», а, следовательно, свободны для творчества и созидания. Ведь это самое губительное следствие фиксации на «хочу» — внимание, захваченное ими, не может переключиться на реальную самореализацию, на развитие способностей и добродетелей. Тревога стала нам заменой любви и внутреннего богатства. Победа над тревогой — это победа над детским «я хочу получить»… И — манифестация взрослого — «я хочу и могу отдать».
Психолог-консультант Игорь Чатуров.