Выбор профессии – это очень важный и ответственный шаг, от которого во многом зависит ваше будущее благополучие. Поэтому перед тем как принять окончательное решение, нужно определиться, в какой сфере тебе хотелось бы работать. Но вначале поговорим о том, как избежать ошибок. Давайте рассмотрим наиболее распространённые из них, которые допускают школьники и молодёжь, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».
1. Подменять выбор профессии уровнем образования или местом его получения.
Это очень распространенная ошибка. Ученики выбирают вуз, выбирают учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно, по какой специальности. Почему они это делают?… Очень часто от родителей можно услышать: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».
Действительно, в последнее время очень распространенной является позиция «Надо поступить!»… А для чего? Куда? С какой целью? Об этом задумываются далеко не все. Более логичная позиция — сначала решить, чем бы ты хотел заниматься, а уже потом рассматривает варианты о получении образования.
2. Игнорирование собственных способностей и интересов.
Делать своей профессией целесообразно всё-таки то, что тебе нравится и то, что у тебя хорошо получается. К сожалению, это часто упускается из виду. Учащиеся словно не хотят замечать свои истинные интересы, выдвигая на первый план то, что на их взгляд более престижно или доходно. К примеру, на одной консультации девочка заявила так: «Я хочу быть психологом. Но эту специальности я буду получать позже (второе образование). А сейчас я буду поступать на экономиста»…
3. Ориентироваться на такие признаки, как престижность и доходность.
Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что понятие «престижность» имеет для каждого своё значение, к тому же со временем степень престижности той или иной профессии может меняться. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда появляется избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.
Учитывать престижность можно! Но…Только после учёта ваших индивидуальных особенностей. Иначе будете обладать модной профессией, которая не будет приносить вам радость.
4. Выбирать профессию, не имея о ней достоверную информацию.
Очень важно собрать информацию о профессии, о том, как складывается рабочий день её представителя. Сущность ведь не в том, как называется профессия, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать. Она может быть привлекательной только внешне. В силу свойственной эмоциональности, школьники выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, актер, стюардесса, певец и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, частые командировки и многое-многое другое. Недавно в одной телепередачи певец Юрий Антонов рассказывал о том, как он снимался в кино. После того, как ему пришлось нырять несколько раз в холодную воду, он зарёкся участвовать в съёмках.
5.Отождествление школьного предмета с профессий.
Дело в том, что учебные предметы представляют собой не профессии, а определенные области знаний, которыми нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.
Возможно, вам нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, к примеру, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми. Однако, имея филологическое образование, не обязательно быть учителем русского языка и литературы. Возможны и другие варианты — журналист, редактор, писатель, литературный критик.
6. Перенос отношения к человеку на саму профессию (спортсмен, певец, учитель, родственник).
Опасность здесь кроется в том, что вам нравится личность с её определенными качествами, а – не сама профессия… И здесь тоже можно ошибиться.
7. Незнание или недооценка своих физических особенностей при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны или могут ухудшить твоё состояние здоровья. Или такие – где требуются дополнительные психофизиологические качества. И это очень важно! К примеру, лётчик должен иметь отменное здоровье, а авиадиспетчер — быть стрессоустойчивым.
8. Несамостоятельность выбора профессии.
Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье — стоматологи, и ребенка автоматически навязывают эту профессию. Да, возможно, он продолжит семейное дело и будет иметь хороший доход, но будет ли он при этом счастлив? Труд врача, на мой взгляд, это — даже не профессия… Призвание!
9. Выбирать профессию за компанию.
А за этой позицией стоит уход от личной ответственности. Лучше подойти к выбору осознанно и осмысленно. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям или желаниям человека и вскоре это может привести к неудовлетворенности и разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.
Почему профориентация связана с таким понятием, как «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», потому что человек должен определиться САМ, услышать «музыку» своей души.
10. Неумение анализировать особенности собственной личности.
При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. Они понятия не имеют о своих способностях, интересах, склонностях. В таких случаях можно прибегнуть к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед и тестов поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Педагог-психолог, консультант по профориентации
Иванова Наталья; e-mail: natachaiv@mail.ru