Агрессия

агрессия-1Чем объяснить агрессию подростков  в свете недавних событий  — стрельба в школе, убийство учителей, сверстников… Дело в доступности оружия, школьной атмосфере, психическом напряжении? Или  — в чём-то ином?

Анализ такого сложного явления как агрессия, я считаю, нужно начать с условного разделения ее на уровни. Если у человека низкий уровень агрессии, то мы начинаем характеризовать его, как не умеющего защитить себя, называем «тряпкой».Т.е. агрессия дает импульс отстаивать свои интересы, преодолевать препятствия.У людей, совершающих особо жестокие и немотивированные убийства, отмечается патологически высокий уровень агрессии. Для них характерны следующие черты:

1. Нарушение принципа реальности.

Такие люди не отличают реальное от выдуманного. Все, что они придумывают или видят в фантастических фильмах, считают существующим. Например, верят в существование зомби.

2. Обостренное чувство опасности.

Любым событиям, людям, даже близким, они склонны приписывать агрессивные намерения, злой умысел. Например, компьютер сломался, потому что рядом с ним посидел друг, из-за которого все ломается.

3. Чувство незащищенности.

Так как во всем они видят опасность, соответственно, формируется чувство незащищенности, беспокойства. Они не могут расслабиться. Некое подобие защищенности они формируют с помощью отстраненности, создавая вокруг себя этим более безопасное пространство. Да и люди тоже отворачиваются от них, уставая от вечной мрачности, раздражительности, грубости, жестокости. Выдуманный мир тоже помогает достичь временного успокоения. Например, «Я бы хотел жить в доме с бетонными стенами, окруженном стеклянным колпаком, чтобы невозможно было сделать ни подкоп, ни добраться с самолета».

4. Чувство собственной грандиозности.

Характерна сосредоточенность на себе. Им совершенно безразлично, как  к ним относятся другие, что подумают о них. Тотально безразличны они к своим близким. Из-за собственной грандиозности и безразличия к другим они позволяют себе убить другого человека. И не ищите причин, повод может быть совершенно незначительным. Эти люди склонны концентрировать (проецировать), сгущать на отдельных людей эмоции и чувства, неадекватные ситуации.

5. Отсутствие привязанностей.

Возможно, это самая главная особенность, которая определяет их состояние и поступки. Только рядом с людьми человек становится человеком. Особенно важны отношения с матерью в первые годы жизни.

Отсутствие привязанности диагностировать не так-то просто. И дело не в конфликтности отношений. А именно в безразличии, формализме, когда обращается внимание на действия, а не эмоции, на материальное, а не на духовное. Близкие обычно им мешают, докучают, хочется избавиться от их надоедливой любви и заботы, они их злят.

Конечно, перечисленные признаки могут проявляться в разных людях в разной степени. Но только все вместе они образуют тяжелое расстройство личности. Именно такие люди совершают поступки, которые ужасают своей нелогичностью и жестокостью, абсолютным отсутствием сожалений. Поэтому искать поводы и причины во внешних обстоятельствах (например, школе) не стоит. Важно знать характеристики патологических состояний и вовремя направлять к специалистам. Длительная психокоррекция и психотерапия могут выровнять состояние человека.

В чем причина возникновения тяжелых расстройств личности? Для ответа необходимо обратить внимание на семью. Психика ребенка формируется в процессе взаимодействия в первую очередь с матерью. Как правило, мать сама имеет ряд нарушений. Согласитесь, если мать сама не имеет крепких привязанностей с близкими, не ощущала на себе безусловной любви, то ей сложно сформировать привязанность со своим малышом. Хотя она может говорить, что любит его. Отсутствие привязанности делает мать сухой, отстраненной, строгой, замкнутой, закрытой для ребенка. Она может казаться озабоченной какими-то делами  — учебой, работой, в которых она, возможно, чувствует себя более компетентной. Плохие отношения с близкими, социальные и бытовые трудности усугубляют отстраненность матери. Если она чувствует безысходность, загнанность, одиночество, ей трудно позитивно взаимодействовать с младенцем. Часто матери начинают злиться на детей, считая их причиной проблем. Она может начать проявлять агрессивные тенденции по отношению к ребенку через строгость, жесткость, приписывание ребенку негативных черт. А это все неблагоприятные условия для формирования психики. Поэтому я считаю важным повышать уровень образованности, компетентности в воспитании у женщин. А также направлять социальные усилия на поддержку матерей в период беременности и первых лет жизни детей.

Татьяна Агапова 

(статья подготовлена на основе собственного 

практического опыта психолога

и по материалам книги Отто Кернберга

«Агрессия при тяжелых расстройствах личности»).

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Агрессия, Подростки. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *