Терапевтическая позиция и цели в работе с клиентами

Татьяна Камильевна Агапова, директор ЦППП «Эйдос»

Основной причиной суицидов в любом возрастном диапазоне считаю низкий уровень рефлексии, неумение понимать тонкие движения собственной души, отсутствие  положительного опыта преодоления трудных жизненных ситуаций, конструктивной саморегуляции.

Истоки данной ситуации необходимо искать, в том числе и, в истории нашего государства. В советский период практиковался отказ от традиций и прародителей, внутрисемейное предательство, война буквально растерзала рисунок жизненных линий людей. Поэтому общество на данный момент нуждается во взращивании целого поколения (или несколько поколений) на новых убеждениях, ценностях, с новым уровнем осознания действительности. Необходимо повышать значимость духовных ценностей, нацелить усилия на развитие потенциала семьи в направлении оказания помощи и поддержки друг другу (важное роль в этом играет литература, искусство и СМИ). В обществе, в котором люди ежедневно практикуют взаимопонимание и поддержку, более высока вероятность того, что члены семьи вовремя среагируют на сигналы о проблемах и помогут преодолеть затруднения.

К сожалению, на данный момент часто бывают ситуации, когда родители не замечают или игнорируют проблемы у собственных детей. И к психологам направляют детей в кризисном состоянии педагоги. Зачастую в детях настолько укоренились деструктивные паттерны, что отыскать что-то позитивное и зацепиться за него очень сложно.

Для работы с детьми, находящимися в кризисном состоянии, на мой взгляд, необходимо практиковать опыт присутствия, который требует отказа от жалости, желания переубедить, снизить значение переживаний или, еще хуже, желания спасти или помочь ему. Рядом с таким клиентом необходимо просто БЫТЬ рядом, принять как данность и реальность его переживания, его чувство бессмысленности, оставить его выбор и его ответственность за ним, и осознать свой выбор и свою ответственность. Отслеживать, в первую очередь, свои реакции, потому что человек в кризисном состоянии противоречив, старается испытать вас, втянуть в различные деструктивные сценарии, которые он отыгрывал со своими близкими. Требует, чтобы вы сняли все социальные маски. Только тогда он может довериться вам и решить контактировать. И вот тогда можно брать инициативу в свои руки: отразить неконструктивность его стратегий, ложность убеждений. В такие моменты хороши метафоры и истории, скорее вдохновляющего характера, снимающие чувство уникальности его переживаний. Творчество, эрудиция, уверенность и интуиция – ваши помощники.

Что касается именно подростков, то их кризисные состояния связаны с деструктивными взаимоотношениями в семье. Они зациклены на обидах, несправедливости, отверженности, неуважении и неистово жаждут заполучить все это. Очень сильный сдвиг к лучшему дает просто понимание того, что он получил ВСЕ, ЧТО БЫЛО НУЖНО. Ему дан старт, а двигаться необходимо самому в тех заданных условиях, которые есть. Это и есть практика принятия.

Тема суицидов, а также суицидов, инсценированных как несчастные случаи, очень частая в моей психологической практике. Эта тема постоянно выплывает из жизненных историй и имеет довольно сильное влияние на симптомы клиентов. Что я делаю? Во-первых, я проверяю, какое влияние суицид оказывает на основную заявленную тему клиента. Затем помогаю осознать право предка на совершенный поступок и необходимость отпустить его с теплотой в душе. Иногда эти процессы требуют некоторый период времени.

На мой взгляд, гораздо более разрушительное действие на души людей имеют внутрисемейные убийства. Эта тема тяжелее поддается коррекции, с ней клиентам труднее соприкасаться.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Для психологов. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *