Как улучшить память? (вопрос-ответ)

памятьЯ учусь в одиннадцатом классе. Скоро сдавать ЕГЭ. Меня беспокоит моя память. Не могу запоминать тексты, испытываю трудности в изучении английского языка. Не могу решить – сдавать или нет экзамен по английскому? Можно ли тренировать кратковременную память?

Отвечает психолог, консультант по здоровью Юлия Губернаторова:

По продолжительности закрепления и сохранения материалов, действительно, различают память  кратковременную и  долговременную. Существует целый ряд параметров, отличающих эти виды памяти. Главными из них являются время хранения и объем приобретаемых воспоминаний. Кратковременная память сохраняется в общем случае не более 30 секунд. Долговременная память может сохраняться до конца жизни. Кратковременная память, которая служит основой долговременной памяти, определяет возможность формирования воспоминаний. В последнее время психологи, говоря о кратковременной памяти, используют термин рабочая память. Это выражение свидетельствует о том, что вы постоянно работаете с этой памятью.

Рабочая память во многом определяется объемом уделяемого внимания. Для измерения рабочей памяти в психологической практике используются самые разнообразные приемы. Один из них состоит в том, что вы должны повторить последовательность указанных чисел, нарисовать рисунок или узнать изображение, которые были вам, показаны несколько секунд назад. Чем большее количество чисел вы сможете вспомнить, тем лучше ваше внимание и рабочая память. Не беспокойтесь – вам не удастся «перегрузить» свой мозг ненужными воспоминаниями. Человеческий мозг обладает удивительной способностью записывать большие объемы информации в долговременную память. Если говорить о рабочей памяти, то вы теряете практически всю полученную информацию уже через несколько секунд. Представьте себе, что вам называют несколько числовых последовательностей. Пытаясь запомнить эти числа, вы, вероятнее всего, забудете те, которые были названы немного раньше. В долговременную память заносится только важный материал. А как вы определяете, что является для вас самым важным?

Представьте себе, что вы разговариваете с кем-то, одновременно прислушиваясь к чужому разговору, в котором идет речь об интересующем вас человеке. Кого вы в данном случае слушаете? Другими словами, главное –  то, на что вы обращаете внимание.

Внимание является основой кратковременной памяти. Чужой разговор обычно забывается уже через несколько секунд. При этом ненужная информация удаляется из рабочей памяти. Значение, которое вы придаете услышанному разговору, определяет вероятность записи полученной информации в долговременную память. Вы обратили внимание на двух прохожих, которые говорили об интересующем вас человеке, поэтому вы, вероятно, хорошо запомните эту историю.

Долговременная память имеет одно интересное свойство, которое выражается в том, что воспоминания как бы цепляются друг за друга. Например, начиная описывать событие, произошедшее несколько лет назад, вы будете поражены тем, как много вам удастся вспомнить. Воскрешая в памяти события «давно минувших дней», вы вспоминаете также различные обстоятельства, сопутствующие этим событиям. При этом создается целая цепь ассоциаций, которая значительно расширяет диапазон ваших воспоминаний.

Итак, если основное различие между долговременной и кратковременной памяти заключается в том, что  в первую «складывается» то, что считается важным, соответственно, основная задача при тренировке памяти – расширение объёма долгосрочной памяти. То есть помещать туда то, что мы считаем важным, в том числе ранее не наблюдаемые «мелочи». Внимание к мелочам! Вы тренируетесь вообще и начинаете примечать и запоминать больше деталей окружающего мира. Внимание – это ключ к запоминанию и длительному хранению информации.

Как лучше запоминать?

1. Используйте ассоциации и аналогии. Постарайтесь связать имя человека с его лицом, одеждой, с другим именем, со знакомой вам песней и т.д.

2. Определите, что следует запомнить в обязательном порядке. Не затрачивайте усилий на запоминание несущественных фактов и сведений.

3. Сконцентрируйте свое внимание на том, что вы читаете или слушаете. Так, если вы бегло просмотрели эту статью, то запомнили в лучшем случае 10% содержащейся в ней информации. Если же вы прочитаете ее внимательно, то запомните 90%.

4. Учитесь сознательно. Возьмите за правило повторять про себя, что вы очень хотите запомнить то, что вы только что узнали.

5. Запоминайте постепенно. Научитесь запоминать информацию не большими массивами и сразу, а маленькими порциями и не спеша.

6. Пользуйтесь записной книжкой, магнитофоном, информационными карточками или другими «подручными средствами» памяти. Часто сознательный акт регистрации информации способствует лучшему запоминанию.

7. Не пугайтесь провалов в памяти. Смиритесь с тем, что ваша память несовершенна. Чем меньше боишься сбоев памяти, тем реже они происходят.

Что касается вашего вопроса – сдавать или не сдавать экзамен по английскому? Тренировка памяти – процесс долговременный и трудоёмкий. А экзамены у вас уже совсем скоро. И потом, возникает вопрос: на каком уровне ваш английский? Насколько этот уровень приемлем для сдачи ЕГЭ? Насколько целесообразно для вас выбирать этот предмет для сдачи ЕГЭ?

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Что делать?. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>