В жизни каждого ребенка наступает этап обучения в школе. Дети относятся к этому по-разному: кто-то ходит с желанием, кто-то ходит, потому что нужно, кто — то не хочет ходить в школу. Желательно, чтобы ребенок был готов к школе физически и психологически. Если ребенок не готов к школе, то могут появляться трудности в обучении. Физическая адаптация связана с работоспособностью, самочувствием в течение дня (в школе и дома), качеством сна и аппетита, частотой ОРВИ и т.д. Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие познавательных процессов возрасту, адекватность самооценки. Психологическую подготовку к школе лучше начинать заранее, когда ребенок еще посещает детский сад. Необходимо разговаривать с ребенком о школе, можно нарисовать школу, проигрывать школьные ситуации (учитель вызывает ученика к доске; ребята на перемене играют в игру; пишем у доски и т.д.). Почаще напоминайте ребенку, что он взрослеет, а в детский сад ходят маленькие детки, несамостоятельные, а он уже становится взрослым, самостоятельным и у него начинается новый интересный период в жизни – школьный период, с каждым годом он будет становиться умнее и самостоятельнее, получать новые знания; у него появятся новые друзья; он сможет проверить свои силы в новых секциях и кружках и т.д. Расскажите о своей школьной жизни, о своих школьных друзьях, ярких положительных интересных моментах, посмотрите фотографии, поговорите с ребенком о будущем. Почаще напоминайте ему о его способностях, положительных сторонах личности, которые помогут ребенку в обучении — «ты у меня аккуратный, посмотри, как красиво ты пишешь», «молодец, ты очень внимательный, переписываешь текст и не пропускаешь ни одной буквы», «как быстро у тебя появились новые друзья, ты очень общительный» и т.д. Хорошо если вы прогуляетесь с ребенком по школьному двору, посетите школу. Если есть возможность, походите на подготовительные занятия, тем самым ребенок привыкает к школе, уровень его тревожности снизиться.
Во время обучения у каждого ребенка случаются неудачи. Старайтесь не критиковать и не ругать его. Лучше обратите внимание на то, что у него получилось сделать хорошо и обсудите с ним, что ему не достает и кто или что ему может в этом помочь, чтобы немножко подтянуться по предмету. Дайте понять ребенку, что вы готовы ему помочь, что вы уверенны, в его способностях и у него обязательно получиться улучшить оценку. Для первоклассника очень важна поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки, дедушки. Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Поддерживайте ребенка, хвалите его, оказывайте всестороннюю помощь. Какие могут быть стимулы у ребенка, чтобы он с охотой собирался в школу? Стимулами для ребенка могут быть: новая интересная одежда – школьная форма; портфель; стимулом может быть желание проявить свои способности – показать например, как хорошо ребенок читает. Хвалите и поощряйте, например, маленькая шоколадка за одну хорошую отметку или совместная игра, прогулка. Можно закреплять выученный материал играя в совместные игры (вопрос-ответ), поддерживайте ребёнка в его увлечениях. Побуждайте его к размышлению, обсуждению, к проявлению творчества.
Адаптация идет от нескольких дней до 6-7 месяцев, но иногда этот процесс затягивается до года. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога, индивидуальными особенности нервной системы (гиперактивные, быстро утомляемые, с хроническими заболеваниями, одаренные дети и др). Продумайте режим дня ребенка. Когда каждый день проходит по плану, это дает ощущение стабильности и входит в привычку. Подумайте, стоит ли отдавать в первые месяцы учебы ребенка в дополнительные секции, на продленку? Ничего страшного не случится, если ребенок начнет посещать кружки чуть позднее. Зато адаптация к школе пройдет гораздо легче. Первое время не оставляйте ребенка на продленку. Забирайте его сразу после уроков, обязательно разговаривайте с ним о событиях дня, о впечатлениях от дня, чувствах, мечтах. Старайтесь проводить с ребенком больше времени, поиграйте с ним, сходите в кино, театр и т.д. Если вы планируете записать ребенка на продленку, обговорите с ним это заранее, а не ставьте перед фактом.
Что делать, если ребенок опасается нового этапа в жизни?
Опасения и определенное беспокойство – нормальная реакция ребенка на изменения, которые происходят в его жизни. Самое главное, чтобы ребенок не замыкался в себе, а проговаривал о своих чувствах – страхе, беспокойстве и т.д. Обсудите с ребенком чего именно он опасается, подскажите как можно себя вести в той или иной ситуации.
Будьте сами спокойны, контролируйте свои переживания и чувства, т.к. дети очень хорошо чувствуют настроение, чувства родителей. Если Вы будете чего-то опасаться, то и ребенок будет бояться; если Вы будете спокойны, то и ребенок будет спокоен.
Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, кричать на ребёнка, ведь испортить отношения между родителем и ребенком легко, а вот восстановить их намного труднее.
Написала: Пипкина Людмила Викторовна