«Внучке 6 лет, на следующий год пойдёт в школу. Читать и писать не умеет, но перерисовывает буквы и слова почему-то зеркально справа налево и левой рукой. Что делать, чтобы избежать проблем в школе? Можно ли научить пользоваться правой рукой? К какому специалисту обратиться?»
Если ребенок не только пишет, но и кушает, чистит зубы тоже левой рукой, то можно предположить, что у малыша леворукость. Можно понаблюдать за ребенком, посмотреть какой у него ведущий глаз, ухо, нога, и если преобладают левые парные части тела, то есть он прислушивается чаше левым ухом, пинает мячик левой ногой, то тогда можно сказать, что малыш левша.
Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную леворукость. Ни в том, ни в другом случае не стоит переучивать ребенка. Необходимо ему просто помочь: научить правильно держать ручку при письме, располагать тетрадь под правильным углом.
Сама по себе леворукость не должна настораживать родителей, она не является причиной сложности обучения ребенка. Но не редко она сопровождает отклонения в развитии ребенка.
Списывание ребенком букв и слов зеркально может быть следствием доминирования левой руки. До школы такие искажения в письме допустимы, но лучше начать уже корректировать сейчас. А начать лучше не с написания букв, а с развития ориентации ребенка в пространстве. Сначала нужно играть в пространстве комнаты, можно придумать для ребенка лабиринт по которому он должен пройти по инструкции взрослого: «Три шага налево, два вперед, переползи под столом». А потом можно предложить ребенку работать в тетради, выполнять задания — графические диктанты. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.
С такими трудностями работают нейропсихологи. Специалистами проводится диагностическое обследование ребенка, по результатам которого составляется план коррекционной работы.
Отвечала: Бубнова Светлана Александровна