«Здравствуйте. Дочке 4 года, у нее задержка развития. Мне морально тяжело с ней гулять на детской площадке: она постоянно бегает, кричит, отбирает игрушки у других детей. Мне приходится вмешиваться в ситуацию, отдавать отобранное обратно. Она вырывается и плачет. Как научить ее нормально себя вести? Жена водит дочку на какие-то занятия, в месяц 15 тысяч платим, толка только нет».
Здравствуйте! Понимаю, что Вам очень тяжело, Вы испытываете неудобство при решении конфликтных ситуаций, жалеете дочку.
Общение с другими детьми и активность для ребенка являются важной частью его развития, именно так происходит социализация и физическое развитие ребенка Необходимо давать ребенку двигаться, тем самым он снимает напряжение, выплескивает накопившуюся энергию. Ребенок развивается постепенно, при задержке в развитии необходимо дополнительное время для появления новых изменений в психике ребенка. Поведение дочки со временем будет более адаптировано.
В общении с дочкой рекомендую занимать принимающую позицию, т.е. демонстрировать любовь и терпение! В конфликтных ситуациях старайтесь сохранять спокойствие, терпеливо договаривайтесь с дочкой. Попробуйте отвлечь ее чем-то новым, необычным, ярким, интересным (возможно тайно принести игрушку с собой и отвлечь ею). Когда ребенок успокоится, пробуйте проигрывать эту ситуацию дома, используя игрушки в доброжелательной и любящей обстановке. В момент конфликта, когда дочь забирает игрушку у ребенка, озвучьте чувства другого ребенка, что ему обидно, что ему хочется вернуть свою игрушку. Если ребенок хочет оставить игрушку себе, можно предложить ей альтернативу: попросить поиграть немного с этой игрушкой; взамен дать свою игрушку другому ребенку на время и т.д. Объясняйте ей правила взаимодействия. Постепенно у ребенка будут формироваться навыки коммуникации. Обязательно хвалите ее за хорошее поведение.
Занятия для детей с особенностями в развитии необходимы. Обсудите с женой, на что направлены занятия, возможно, стоит переговорить со специалистом, который занимается с дочкой и обсудить вопрос взаимодействия ребенка с другими детьми.
Ответила: педагог-психолог Пипкина Людмила Викторовна