«У меня двое детей: сын и дочь. Оба школьники. У каждого есть своя комната. И чтобы я ни делала, не могу приучить их к порядку. Фантики от конфет, чашки, ложки, пустые пачки от чипсов — все это легко можно найти под их кроватями. Я уже молчу про раскиданные вещи, одежду. Порой моя нервная система не выдерживает, и я ору на всю квартиру, чтоб они навели порядок. Но даже уже не помогает. Как достучаться до детей?»
Со вступлением во «взрослую» школьную жизнь количество обязанностей у детей увеличивается. Все меньше времени остается на игры и все чаще слышны напоминания о наведении порядка в комнате. В этот период родители часто совершают ошибку, предъявляя «претензии» своему чаду. Теперь следует ставить в приоритет не научить ребенка убираться, а как помочь стать самостоятельным, позволяя самому решать, что пора провести уборку.
В процессе этого нелёгкого дела будьте терпеливы, умейте разговаривать, шутить и поощрять. Важно понять своего ребёнка и найти точки соприкосновения. Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, чем он увлекается. Попробуйте вникнуть в его интересы. Разделив с ним хоть одно увлечение, ваши шансы на успех сильно возрастут.
На первое время составьте ему(ей) компанию. Предложите навести порядок вместе. Пусть уяснит «алгоритм действия». Ребёнок – самое компанейское существо на свете. Он согласен на любое испытание, только не в одиночку.
Хвалите своё чадо правильно. Прямая похвала за то, что сделано кое-как, сочтётся за грубую лесть. Одобрение должно быть конкретным, а не общей фразой: «Какая ты молодец, что прибралась». Более искренне звучит похвала за конкретные действия: «Очень хорошо, что собрала грязную одежду в корзину, теперь можно все постирать, ничего не забудем» или «Молодец, что пропылесосил/выбил ковер, посмотри, как он заиграл новыми красками и как стало красиво». Критику и претензии разумнее заменить аргументом, что когда все вещи лежат на своих местах, комната выглядит гораздо комфортнее. В подавляющем большинстве случаев метод даёт поразительные результаты.
Определитесь с требованиями. У детей ещё преобладает конкретное мышление. Не говорите общих фраз: «Наведи порядок в комнате». Чтобы приучить детей к порядку, употребляйте больше конкретики. Укажите, в чём именно вы видите беспорядок, и что конкретно нужно сделать. Давайте внятные указания: «Убери кружку (чашку) с компьютерного стола, развесь в шкафу вещи, составь книги, пропылесось, протри пыль».
Не заваливайте большими объёмами: ребёнок может прийти в ужас. Лучше взять за правило: каждый день понемногу. Сегодня разобрался в своих вещах. Завтра – пылесос и тряпка.
Обозначьте круг детских обязанностей. Ребёнок должен чётко понимать, что есть вещи, которые за него никто не сделает: помыть за собой тарелку, кружку. И само собой – поддерживать порядок на своей территории.
Включите любимую музыку ваших наследников. Под музыкальное сопровождение наводить порядок веселее. Музыка задаёт ритм, позитивно настраивает и раскачивает «ленивцев».
У каждой вещи должно быть место. Когда вы говорите «Убери все!», задумывайтесь над тем, а есть ли вообще у этих вещей определённое место? Покажите ребёнку несколько раз, как и где должны находиться предметы. Он запомнит, и тогда ваша просьба не будет для него пустым звуком.
Не настаивайте на немедленном выполнении своих требований. Возможно, хозяин комнаты очень увлечен: не мешайте его развитию, не посягайте на свободу и личное пространство. Спросите, когда он сможет заняться уборкой, и спокойно уйдите. Дети не любят кидаться выполнять ваши приказы, как солдаты. Они должны знать, что никто не снимет с них обязанности и одновременно чувствовать, что свободны распоряжаться своим временем.
Уборка – не тяжкий труд, а продолжение игры. Ваше чадо, конечно, увлечённо просиживает за компьютером. Не грозите бесчеловечными карами отобрать гаджеты, отключить интернет. Призовите на помощь его увлечение. Попросите сделать какую-нибудь интересную анимированную, музыкальную «напоминалку». При каждом включении компьютера она будет сообщать ему, что на сегодня (завтра) запланирована уборка в детской комнате. И ему необходимо пройти этот квест. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы убиралось!
Стоит показать подросткам преимущество такого способа, как составление списка дел. Такое планирование позволит проявить самостоятельность и избежать навязчивых напоминаний об уборке детской комнаты.
Современные родители часто прибегают к методу «кнута и пряника», вознаграждая детей за выполнение бытовых работ по дому. Кнутом в этом случае выступают запреты доступа к гаджетам или ограничение в оплате различных возрастных развлечений. Бесспорно, это действенный метод, обеспечивающий гарантированный порядок в детской комнате и помощь в быту. Но есть риск получить зависимость ребенка от таких товарно-денежных отношений. При этом не выработается привычка самостоятельно, по собственной инициативе следить за порядком.
Поощряйте приглашать в гости друзей противоположного пола. Авторитет в глазах ровесников в этом возрасте неоценим. Однополого друга можно привести и в захламленную конуру. Но, если мальчик приглашает в гости девочку (и наоборот), комната будет «вылизана» без лишних напоминаний. В глазах ровесников наши дети хотят быть безукоризненными.
Не зацикливайтесь на том, чтобы научить ребёнка убираться: в конце концов, это не жизненно-необходимое качество. Главное для него – учёба и здоровая крепкая психика. Если из ваших поединков за чистоту ничего не выходит, лучше пожертвовать своими требованиями ради сохранения положительного эмоционального фона в семье. Настанет момент, когда возникнет необходимость найти что-то затерявшееся, отыскать которое в беспорядке не представится возможным. Желание найти – поможет расставить все по местам по собственной инициативе.
Педагог-психолог Иванова Ирина Николаевна