На характер взаимоотношений в семье влияют различные факторы, в том числе, возраст вашего ребенка, кризисные периоды его и вашего развития. Но в любой ситуации для ребенка в любом возрасте (да и в отношениях со взрослыми) важно быть понятым. Важно не то, что его слушают, а то, что родители его слышат и активно включаются в обсуждение детских проблем. Беседуйте с детьми о том, что с ним происходит, что он чувствует в конкретной ситуации, что ему интересно, чем он планирует заняться. Лучше это делать за чашкой чая, когда семья собирается вместе на время чаепития. Поделитесь с ними о том, что было интересное с вами в течении дня или историю из своей жизни, жизни своей семьи. Внимательно слушайте человека, который рассказывает. Дети могут стараться перетягивать внимание на себя, мягко напомните ребенку, что следующим рассказывать будет он. Важно чтобы все члены семьи высказались и получили эмоциональную поддержку. Данный способ укрепляет отношения в семье, развивает у детей выдержку и самоконтроль в поведении.
Но конфликтные ситуации могут возникать в различных ситуациях. Грамотное их разрешение укрепляет взаимоотношения. При решении спорных вопросов используйте методы активного слушания и методы «Я – высказываний»! Не переходите на оскорбления и не вспоминайте предыдущие конфликты! Используйте для их решения стиль сотрудничества или компромисса, а не соперничества, избегания или приспособления. Для сохранения своего комфортного эмоционального состояния используйте методы регуляции своего состояния, что позволит вам «выпустить пар».
Создавайте свои семейные традиции, традиции совместного времяпрепровождения: совместные игры на свежем воздухе; «День комплиментов» и др. Каждый член семьи вносит в организацию праздника что-то свое, в том числе и ребенок. По данным психологических исследований дети, в чьих семьях поддерживаются такие традиции, психологически более благополучны, они психологически более защищенные при взаимодействии с другими чужими людьми. Очень любят дети совместно с родителями играть в различные игры: активные двигательные игры на свежем воздухе, настольные игры, творческие занятия. Активные игры хорошо чередовать с настольными играми или творческой деятельностью, требующей усидчивости и концентрации внимания (пазлы, конструктор, лепка, рисование, вышивка). Можно и самим придумывать новые игры, используя различный материал, игры своего детства («классики», «города», «ассоциации» и т.п.). Телевизор и компьютер не должны заменять родителей.
Дома вы можете совместно делать зарядку с использованием различного комплекса упражнений, йогу, подтягивания, качание пресса, упражнения на меткость или совместно выполнять хозяйственные дела, играть в настольные игры.
Также важно для ребенка и самостоятельное времяпрепровождение, когда он может самостоятельно поиграть. Это важно и для других членов семьи, у каждого должно быть время, которым каждый член семьи может распоряжаться по своему усмотрению, побыть наедине с собой. Это позволит поддерживать благоприятный психологический климат в семье и является одним из способов профилактики эмоционального выгорания.
Написала: Пипкина Людмила Викторовна