Вопрос: «Сейчас всё чаще стало звучать такое выражение: «Мы воруем детство у детей». Оно относится как к родителям, которые постоянно контролируют детей (объясняя, что такое хорошо и что такое плохо), так и к школе, где с каждым годом программа становится всё насыщеннее. Как быть родителям и ребёнку в этой ситуации? Как правильно к ней относиться и выстроить приоритеты (и взрослым, и детям)?».
С утверждением «Мы воруем детство у детей», иногда бывает, трудно не согласится. Стараясь развивать ребенка, сделать его успешным, родители забывают, что он не робот, и ему необходимо время на игры, общение с друзьями, проведение совместного времени с родителями и т.д. Иногда день ребенка так расписан, что побыть с собой наедине времени не остается. Поэтому необходимо расставить приоритеты, учитывая интересы самого ребенка. Если ребенок занимается тем, что ему нравиться, то это занятие становится для него ресурсным (дающим энергию), даже если оно отнимает много времени. Не стоит ребенку запрещать им заниматься, если возникли сложности в учебе, это не решит проблему, но спровоцируют агрессию. И наоборот, занятие навязанное родителями, которое не приносит совершенно удовлетворения — выматывает, обесточивает. Если несовершеннолетнему не нравится чем-то заниматься, но это просто необходимо, то родителю важно правильно его поддерживать (объяснять для чего это необходимо, хвалить за любые успехи, подчеркивать те плюсы, которые он приобретает на данный момент, в отличие от сверстников, которые этим не занимаются и т.д.). Если ребенку нужна помощь, не надо стесняться ее предлагать. Любимая фраза родителей: «Нам ни кто не помогал, все сами делали», это не поддержка, она не поможет в преодолении трудностей и не поможет справиться с возникшими трудностями. Ребенку легче преодолевать трудности, если он знает, что родители всегда придут на помощь.
Родителям необходимо помнить, что повышенный контроль с их стороны, снижает самоконтроль у детей. Мы можем несовершеннолетним помогать контролировать какие-то действия, события, если им трудно справится и дети просят помощи. Но важно проговорить: «Когда ты будешь готова или готов, я перестану тебе напоминать, подгонять». Самое главное в воспитании ребенка, это не чтение лекций, а собственный пример, беседа, общение, совместное проведение свободного времени.
Отвечала: Нуртдинова Эльвира Минсаетовна