Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как, он реагирует в различных ситуациях. Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ, он выделил четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Детки с типом темперамента холерика очень активные, шумные, энергичные, подвижные, работоспособные, целеустремленные. Их движения резкие, быстрые. Голос громкий. Настроение часто и быстро меняется, легко и ярко выражают свои эмоции. Холерики стремятся руководить и командовать в группе, легко задают правила игры, предпочитают быстрые подвижные игры. Не переносят критику, реагируют на нее гневом и криком. Трудно приспосабливаются к каким-либо ограничениям.
На занятиях дети-холерики быстро отвлекаются, невнимательны, не могут длительное время выполнять монотонную, неинтересную, однообразную работу. Если ребенку станет интересно, то он может активно и целеустремленно выполнять задания. В общении с ребенком-холериком избегайте жесткой критики, в конфликтных ситуациях давайте ребенку выговориться о своих чувствах, выслушайте его и дайте время успокоится и лишь когда ребенок успокоится, продолжайте беседу с ним.
Детки с типом темперамента сангвиника: активные, веселые, работоспособные, общительные, любознательные. Движения у них быстрые, резвые, речь бодрая и активная, настроение меняется быстро. Сангвиники общительные, открытые, любознательные, они имеют много друзей. Играя, дети сангвиники очень часто меняют игру. Имеют хобби и много увлечений. К критике относятся спокойно, к собственным неудачам относятся спокойно.
На уроках сангвиники быстро отвлекаются, могут изучать предмет поверхностно. Для сангвиника необходимо всегда поддерживать творческую и познавательную активность, поддерживать интерес к занятиям ребенка. Хвалите сангвиника только заслужено. Контролируйте мягко и доброжелательно.
Детки с типом темперамента флегматика – медленные, неспешные, целеустремленные, энергичные, настроение у них ровное, речь неторопливая и ровная, движения медленные, спокойные. На контакт сразу не идут, присматриваются, у них мало друзей. К критике относятся спокойно, всегда имеют свое мнение. Аккуратные и пунктуальные.
Флегматики могут длительное время заниматься делом, требующее сосредоточенности. Увлечения они полностью и глубоко изучают, доводят начатое дело до конца, тщательно выполняют порученные задания. Для них большую трудность представляет начать выполнение задания.
При общении с ребенком флегматиком чаще хвалите его, говорите о своей любви к нему, приучайте ребенка к проявлению заботы, давайте для выполнения различные поручения. Учите ребенка анализировать ситуации и высказывать свое мнение.
Детки с типом темперамента меланхолика эмоциональные, тихие, робкие, пугливые, нежные, ранимые, преданные. Настроение у них часто грустное, задумчивое, плаксивое. Голос тихий, движения неуверенные, робкие, угловатые. Малообщительны, долго адаптируются к новым условиям.
На занятиях неактивны, критику побаиваются, медленно включаются в работу, быстро устают. Могут легко справляться с монотонной работой. Детей меланхоликов необходимо чаще хвалить, повышать самооценку. Задания, которые дают им для выполнения, должны быть им по силу, не предъявляйте им заданий с повышенным требованиями, не наказывайте.
«Чистые» типы темперамента встречаются редко, чаще встречаются сочетание близких темпераментов. Понаблюдайте за своим ребенком, определите тип его темперамента и, учитывая тип его темперамента, сделайте ваше общение более эффективным.
Написала: Пипкина Людмила Викторовна