Вопрос: «Мой сын учится в первом классе, мне хотелось бы узнать какие знания и умения должны быть у ребенка к концу первого года обучения?» (Валентина).
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПЕРВОКЛАССНИК К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
· Знать имена, отчества и фамилии всех членов своей семьи, а также знать профессии родителей и бабушек с дедушками.
· Знать название своего населенного пункта, его статус (село, город, столица), район, край или область, а также точный адрес школы и дома.
· Знать и приводить примеры достопримечательностей и культурных традиций своего края или области.
· Понимать и объяснять разницу между миром живой и неживой природы.
· С помощью опорных слов уметь составить описание животного, выделить их существенные признаки (перья, клюв у птиц, чешуя, жабры — у рыб и т.д.)
· Уметь вести простейшие фенологические наблюдения — наблюдать за погодой, за сезонными изменениями в природе, с помощью взрослого проводить опыты и измерения.
· Уметь находить ответы на вопросы в небольших текстах о природе и обществе.
· Знать и соблюдать правила безопасного поведения: на природе, на дороге, на улице, дома, в школе, на учебном месте, в интернете.
· Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила пешехода, безопасного передвижения на роликах, велосипеде, самокате.
РУССКИЙ ЯЗЫК
· Понимать прослушанный или прочитанный текст.
· Составлять небольшие тексты из нескольких предложений по сюжетным картинкам или собственным наблюдениям.
· Вычленять звуки из слова, правильно их произносить.
· Различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие/твердые и звонкие/глухие согласные.
· Определять ударный слог в слове.
· Знать правила написания прописных букв (в именах, кличках, названиях и пр.) и писать их без искажений.
· Правильно оформлять на письме предложения: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания.
· При чтении вслух выбирать правильную интонацию, делать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения.
· Правильно списывать слова и предложения объемом не более 20 слов, писать под диктовку слова и предложения, которые состоят из 3-5 слов, тексты объемом до 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Темп чтения вслух — не менее 20 слов в минуту (не оценивается). Чтение должно быть плавным, послоговым, с переходом на чтение полными словами, без пропусков и перестановок букв и слогов.
· Чтение должно быть осознанным, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
· Понимать содержание прочитанного или услышанного текста и отвечать на вопросы по содержанию, подтверждать ответ примерами из текста.
· Различать некоторые жанры малого фольклора — потешки, загадки, считалки. А также жанры художественной литературы — рассказы и стихотворения.
· Отличать народные сказки от литературных.
· Определять последовательность событий в произведении.
· Давать характеристику и оценку (положительную или отрицательную) поступкам героев.
· Задавать вопросы по содержанию произведения.
· Пересказывать основное содержание произведения, соблюдая последовательность изложения событий (с помощью опорных слов, картинок, схем, вопросов, предложенного плана).
МАТЕМАТИКА
· Оперировать с числами от 0 до 20: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать, пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта.
· Уметь считать двойками и пятерками.
· Осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам.
· Называть числа, большие или меньшие данного числа на заданное число.
· Выполнять разностное сравнение чисел.
· Выполнять сложение: называть компоненты этого арифметического действия (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма), понимать и применять переместительное свойство сложения, понимать взаимосвязь компонентов сложения. Находить неизвестный компонент сложения.
· Выполнять вычитание: называть компоненты этого арифметического действия (уменьшаемое, вычитаемое, разность), понимать взаимосвязь компонентов.
· Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, уметь ставить вопросы к задаче, выделять условия, устанавливать зависимости между данными и искомыми значениями, уметь применять схемы при решении, уметь оформлять решение задач согласно правилам оформления.
· Оперировать с понятием «длина»: сравнивать объекты по длине, знать и использовать единицы длины — сантиметр, дециметр. Соотносить сантиметры и дециметры между собой. Измерять длины реальных объектов с помощью линейки или некоторой мерки.
· Знать следующие плоские геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. И объемные — куб и шар. Уметь нарисовать от руки на нелинованной бумаге или поверхности, но с помощью инструментов: треугольник, прямоугольник, многоугольник, круг. Квадрат уметь чертить на бумаге в клетку. Уметь чертить отрезки заданной длины. Уметь копировать изображения из точек и отрезков.
Советы родителям.
1.Никогда не жалейте своего ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятия решений.
6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
11.Почаще высказывайте свои пожелания учителю, работающему с вашим ребенком.
12.Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Написала: ЛАРИОНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СОШ № 2» НМР РТ