Что происходит с подростком под давлением родительских ожиданий?

podrostok3Снизилась успеваемость, замечен в агрессивном поведении, стал проявлять неадекватные реакции, возникли конфликты со сверстниками… Очень часто с такими проблемами мамы приводят на психологические консультации своих детей в возрасте 9-11 лет.

Как вы думаете, в чём кроется проблема? В характере, обстоятельствах, школьной программе, несправедливых учителях, задиристых одноклассниках или в чём-то еще?

Причина всегда кроется в отношениях детей и родителей. Дети начинают хуже учиться или как-то проблемно себя вести, потому что на них навешивается невероятное количество ожиданий мамы или папы…

Отдали в профильный (престижный лицей), записали в школу олимпийского резерва; «поступили» его в институт МВД; отправили (мысленно) учиться в другую страну…

Ребенок еще не окреп ни физически, ни морально, а его уже видят полковником МВД, известным спортсменом или каким-то успешным специалистом-международником. В общем подросток оказывается придавлен каменной плитой под названием «ожидания родителей».

Он должен быть таким-то… Я не хочу, чтобы он мотался по улицам… Я не хочу, чтобы он связался с плохой компанией. Одна мама так и заявила: «Я не хочу, чтобы он стал таким же слабохарактерным, как папа».

В этом возрасте опасно очень сильно задирать планку для своих детей: как минимум, можно отбить желание учиться и вообще что-либо делать, и, как максимум, можно и вовсе «сломать» психику ребёнку (и вот тогда он точно станет слабохарактерным). И вот тогда человеку, чтобы расслабиться, захочется «уйти» в параллельный мир (другая компания или ещё что похуже).

Дети, задавленные чужими ожиданиями, очень часто отражают в своих рисунках несуществующие миры. Потому что им трудно и безрадостно жить в реальности. Они живут в этих придуманных мирах (находятся в неосознанности), поэтому бывают расконцентрированы, начинают хуже учиться, попадают в нелепые истории и т.п.

На днях я сказала одной маме, что мы, родители, всё время пытаемся подготовить своих детей к какому-то будущему (вот отучишься, вот сдашь ЕГЭ, вот поступишь, вот освоишь профессию, вот будешь зарабатывать)… между тем их жизнь происходит сейчас, в эту самую секунду… На что она в ответ лишь округлила глаза: «А что – им теперь и цели не ставить?».

Цели ставить, конечно же нужно… Но чтобы это были ИХ (а не наши!) цели… Чтобы они к ним стремились САМИ, добровольно, осознанно, на СОБСТВЕННЫХ КРЫЛЬЯХ.

Давайте помогать им выращивать эти крылья… А не подрезать…

Наталья Иванова, психолог.

Проводит психологические консультации по запросам проблемного поведения подростков: 

  • снижение успеваемости;
  • нежелание ходить в школу; 
  • конфликты в семье и школе;
  • проблемы в отношениях со сверстниками и окружающими людьми, 
  • страх и тревога;  
  • ложь и агрессия;
  • не идёт на контакт с родителями; 
  • имеет суицидальные мысли;
  • зависимость от компьютера и Интернета; 
  • угодил в плохую компанию.

Тел.(Whatsapp)+7-904-76-76-76-2; e-mail:natachaiv@mail.ru; Вконтакте: natalia_ivanova_psiholog.

Консультации проводятся офлайн и онлайн (удаленно по скайпу или в Whatsapp). 

 

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Детско-родительские отношения. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *