Снизилась успеваемость, замечен в агрессивном поведении, стал проявлять неадекватные реакции, возникли конфликты со сверстниками… Очень часто с такими проблемами мамы приводят на психологические консультации своих детей в возрасте 9-11 лет.
Как вы думаете, в чём кроется проблема? В характере, обстоятельствах, школьной программе, несправедливых учителях, задиристых одноклассниках или в чём-то еще?
Причина всегда кроется в отношениях детей и родителей. Дети начинают хуже учиться или как-то проблемно себя вести, потому что на них навешивается невероятное количество ожиданий мамы или папы…
Отдали в профильный (престижный лицей), записали в школу олимпийского резерва; «поступили» его в институт МВД; отправили (мысленно) учиться в другую страну…
Ребенок еще не окреп ни физически, ни морально, а его уже видят полковником МВД, известным спортсменом или каким-то успешным специалистом-международником. В общем подросток оказывается придавлен каменной плитой под названием «ожидания родителей».
Он должен быть таким-то… Я не хочу, чтобы он мотался по улицам… Я не хочу, чтобы он связался с плохой компанией. Одна мама так и заявила: «Я не хочу, чтобы он стал таким же слабохарактерным, как папа».
В этом возрасте опасно очень сильно задирать планку для своих детей: как минимум, можно отбить желание учиться и вообще что-либо делать, и, как максимум, можно и вовсе «сломать» психику ребёнку (и вот тогда он точно станет слабохарактерным). И вот тогда человеку, чтобы расслабиться, захочется «уйти» в параллельный мир (другая компания или ещё что похуже).
Дети, задавленные чужими ожиданиями, очень часто отражают в своих рисунках несуществующие миры. Потому что им трудно и безрадостно жить в реальности. Они живут в этих придуманных мирах (находятся в неосознанности), поэтому бывают расконцентрированы, начинают хуже учиться, попадают в нелепые истории и т.п.
На днях я сказала одной маме, что мы, родители, всё время пытаемся подготовить своих детей к какому-то будущему (вот отучишься, вот сдашь ЕГЭ, вот поступишь, вот освоишь профессию, вот будешь зарабатывать)… между тем их жизнь происходит сейчас, в эту самую секунду… На что она в ответ лишь округлила глаза: «А что – им теперь и цели не ставить?».
Цели ставить, конечно же нужно… Но чтобы это были ИХ (а не наши!) цели… Чтобы они к ним стремились САМИ, добровольно, осознанно, на СОБСТВЕННЫХ КРЫЛЬЯХ.
Давайте помогать им выращивать эти крылья… А не подрезать…
Наталья Иванова, психолог.
Проводит психологические консультации по запросам проблемного поведения подростков:
- снижение успеваемости;
- нежелание ходить в школу;
- конфликты в семье и школе;
- проблемы в отношениях со сверстниками и окружающими людьми,
- страх и тревога;
- ложь и агрессия;
- не идёт на контакт с родителями;
- имеет суицидальные мысли;
- зависимость от компьютера и Интернета;
- угодил в плохую компанию.
Тел.(Whatsapp)+7-904-76-76-76-2; e-mail:natachaiv@mail.ru; Вконтакте: natalia_ivanova_psiholog.
Консультации проводятся офлайн и онлайн (удаленно по скайпу или в Whatsapp).