Что значит активное слушание? Это возвращение в процессе беседы тех чувств и переживаний, о которых рассказал вам ребенок, с обозначением этих чувств.
В случае любого негативного эмоционального переживания (обида, неудача, стыд, страх, несправедливость, усталость) — первое, что необходимо сделать — дать понять ребенку, что вы знаете о его переживаниях и «слышите» его.
Пример:
Ребенок: он забрал мою игрушку!
Родитель: Ты очень огорчен и рассержен на него?
Ребенок: Не одену я эту дурацкую блузку!
Родитель: Тебе она очень не нравится?
Подобные ответы кажутся нам непривычными и даже странными, однако их эффективность заключается в том, что они четко показывают ребенку, что родитель понимает и принимает его состояние.
Важные правила активного слушания:
1. Обязательно повернитесь лицом к ребенку!
Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне (можно присесть рядом или взять ребенка на колени). Именно положение тела и поза первыми сигнализируют о вашей готовности слушать и слышать ребенка.
2. Избегайте задавать вопросы расстроенному или огорченному ребенку!
Возвращая ребенку его эмоции в виде констатации факта, мы сразу показываем, что настроены на эмоциональную волну ребенка. Задавая вопросы, мы остаемся в роли внешнего участника, которого интересуют только факты, но не переживания ребенка.
3. Умейте держать паузу в беседе!
После каждой реплики нужно немного помолчать. Эта пауза даст ребенку возможность разобраться в своих переживаниях и полнее почувствовать, что вы рядом. Также хорошо помолчать и после ответа ребенка, возможно, он что-то добавит.
4. Иногда сначала нужно повторить, что, как вы поняли, что случилось с ребенком, а уже после обозначить его чувство.
Прислушивайтесь к ребенку, будьте внимательны к его словам!
Освоив способ активного слушания и используя его на практике, вы непременно увидите положительные изменения в поведении ребенка и в ваших с ним отношениях!
Во-первых, негативные переживания ребенка значительно ослабевают.
Во-вторых, убедившись в том, что взрослый готов его слушать, ребенок начинает рассказывать о себе все больше.
В-третьих, ребенок учится сам продвигаться в решении своей проблемы, т.к. проговаривая сложную ситуацию и получая поддержку взрослого, становится более уверенным, видит ситуацию как бы со стороны и находит способы ее решения.