В дни осенних каникул прошел тренинг «Развитие творческого мышления», в котором приняли участие семеро детей. Своими впечатлениями поделилась ведущая тренинга психолог-консультант Татьяна Агапова.
Я ощущаю соприкосновение с нежными, еще формирующимися душами детей, как очень ответственную работу. Я получила огромное удовольствие уже на этапе подготовки, потому что нашла столько интересного и необычного материала по развитию творческого мышления. Очень рекомендую почитать книгу Джанни Родари «Грамматика фантазии». Поражает способность автора так глубоко ощущать влияние слова на его душу, как он разворачивает ассоциации, какие необычные упражнения он предлагает.
В тренинге развитие творческого мышления практиковалось в различных видах деятельности: риторике, рисовании, лепке, сочинительстве историй и сказок. Драматизацию использовать не стала, потому что некоторые участники были маловаты по возрасту.
Интересно, некоторые из ребят отличались способностью генерировать невероятное количество идей, но другие сильны в умении довести дело до конца, до логического завершения.
Лично я испытывала огромное человеческое и профессиональное удовлетворение в моменты, когда некоторые из участников проявляли интерес и чуткость в понимании движений души, как они улавливали те глубины, которые писатели и художники, в моей интерпретации, предъявляют нам в своих произведениях.
Не буду избегать и неприятных впечатлений от тренинга. Все-таки мне грустно сталкиваться с таким современным явлением, как «проглатывание» детьми героев из мультфильмов и игр. Что-то неживое, механизированное есть в этих героях, и — откровенно агрессивное. К тому же игры и видеопродукция нападают и захватывают внимание детей, услаждают их органы чувств, перегружая импульсами. Поэтому детям, чтобы получить эмоции, необходим еще больший раздражитель, иначе они испытывают скуку. Конечно, далеко не все дети подвержены влиянию некачественной теле — и видеопродукции. Но, я думаю, родителям важно отслеживать степень этого влияния.
Иногда мне было трудно сосредоточить участников на выполнении заданий, потому что потребность отреагировать эмоции (и позитивные, и негативные) была слишком велика. Где-то внутри я понимала важность этого, каникулы ведь. И давала время для разрядки.
В очередной раз отметила для себя, как важно детям предоставлять возможность проговаривать, осмыслять мысли и поступки свои и других людей. Это повышает уровень осознанности, расширяет их понимание себя и мира. Я иногда поражаюсь, какие глубокие мысли высказывают дети.
Благодарю всех участников за интересную работу. Удачи всем и до новых встреч!