Существуют разные версии того, за что боги наказали Сизифа его бессмысленной работой, но в целом они об одном – Сизиф слишком усиленно пытался обмануть тех, кто выше его. Надсистема — на то она и надсистема. Подсистеме – индивидуальному сознанию — её не обмануть. Но мы пытаемся.
Французский писатель и философ Альбер Камю, анализируя миф и состояние человечества, которое ему виделось в положении Сизифа, задавался гамлетовскими вопросами: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» Способность добровольно покинуть жизнь, осознавая всю её бессмысленность, казалась Камю единственным, что отличает человека от животного.
Но Камю делал выбор в пользу жизни: раз жизнь бессмысленна, и можно в любой момент покинуть её, то почему бы не насладиться представившейся возможностью пожить, покатать свой камень и порадоваться этому? Камю смотрит на Сизифа как на героя – счастливого человека, каждый отблеск руды в его камне для него — целый мир…
В наше время послание этого мифа приобрело свои особенности. В отличие от времён Камю, очень многие люди прекрасно осознают, что они — «в матрице», что они — винтики в системе. Причём системы эти – бесконечный фрактал, повторяющийся узор голограммы: от животного уровня, через психологический и социальный к космическому. Где же выход? Никто не знает. Или — почти никто. Достоверных путей нет и слишком много недостоверных. Но раз выхода нет, и стремиться к нему бессмысленно, не лучше ли просто адаптироваться к матричным условиям, взять то, что дали и освоиться? Некоторые даже создают свои матрицы и играют по «своими правилам», в своей очень индивидуальной, карманной реальности. Каждый немного мнит себя Архитектором матрицы, забывая о том, что он, скорее, Сизиф, несущий в гору свой камень и делающий вид, что он сам выбрал этот камень, эту гору, что камень лёгкий, что он рад и счастлив его нести, реализуя своё предназначение.
Есть такая матричная программа – легенда. Если узнать своё истинное предназначение, то можно выйти по крайней мере из социальной матрицы. И жить припеваючи. Не работать. И хорошо получать, занимаясь «любимым делом». Ну кто этого не хочет? В том-то и дело, что все хотят. А раз все хотят, то на всех не хватит. Кому-то придётся остаться в матрице и делать чёрную работу, таская камни в гору. Вообще есть простой способ узнать ведёт ли путь к некоему выходу на новый уровень или нет. Всё, что начинается со слова «хочу», подразумевающее желание получить, оставляет человека на том уровне матрицы, из которого он и хочет вырваться.
Например, человек говорит, что хочет узнать своё предназначение, чтобы реализовать себя, чтобы причинить миру добро и т. п. В глубине души он знает, что на самом деле имеет в виду: хочу меньше напрягаться и больше получать, хочу, чтобы было интересно, чтобы люди уважали и т. д. Не обманывай себя, дорогой Сизифчик! Ты хочешь что-то получить, например, узнать своё предназначение – это тоже желание получить. Тебе дискомфортно без знания о предназначении, о миссии, о высших мирах, энергиях, истинной реальности или ещё о чём-то там? Ты в матрице, друг. Твоё желание получить оставляет тебя там, где ты есть. Проверьте и убедитесь, что это так. Матрица устроена таким образом, что тот, кто хочет что-то получить, невыгоден всем остальным в качестве свободного человека. Врачам нужны пациенты, полицейским преступники, политикам — электорат, а священникам — заблудшие. Свободные никому не нужны, и поэтому на свободу не выпускают, пока человек живёт в режиме «хочу получить».
Уникальную индивидуальность можно обрести и выразить, только преодолев обусловленности эго с его бесконечными «хочу». Душа спит, пока эго бодрствует. Пока человек одержим своими желаниями, в том числе желанием обрести уникальность, раскрыть предназначение, самореализоваться… Эти и подобные желания – это ещё один вариант западного мифа: надо хотеть большего, тебя и тебе недостаточно. Подлинная же индивидуальность души раскрывается сама собой, когда этот миф преодолён и отпущен, когда ты умиротворён. Предназначение находит нас, а не мы его.
В православной традиции их называют страстями, в буддизме – голодными духами, в психоанализе – фиксациями, а с физиологической точки зрения это зависимости. Желание получить, без удовлетворения которого я не буду счастлив. Зависимость от особенной формы удовлетворения, которая привязывает к прошлой обусловленности, к повторяющемуся циклу. Поднял камешек в гору, уронил, вернулся, снова поднял. Так что ты ищешь не своё предназначение, а свой камень и свою тропу. Неси и радуйся. Носи и радуйся до тех пор, пока не примиришься с богами. Пока не потеряешь себя и свои «хочу» в азарте сизифового труда, пока ясность твоего понимания и непривязанность к результатам не превратят твою работу в игру. Пока не станешь умиротворён своей «бессмысленной», как тебе лишь кажется, работой. Тогда в какой-то момент ты поймаешь себя на том, что действительно получил желание отдавать, делать, и обнаружишь себя на новом уровне матрицы… Боги не ошибаются. Они любят тебя, дурака.
Убежать от общества невозможно. Наш мозг стремится к обществу и общественной активности, мы не можем без дофамина и серотонина – социальных гормонов, вот и ищем общения и активности среди себе подобных. Счастье Сизифа нашего времени – в осознании своих «голубиных суеверий» (см. опыты Скиннера с голубями или начало фильма «Господин Никто»). Хлопать крыльями совсем не обязательно, но и не возбраняется. Хлопай и осознавай – это часть игры. Если забудешь, что это суеверие и ритуал, есть риск ритуализировать всю жизнь и потерять контакт с надсистемой. А всё новоё, живое, реальное, настоящий творческий акт и индивидуальность твоей души раскрываются только через контакт с будущим и примирение с надсистемой. Нет ни правил, ни авторитетов, на которые, якобы, ты должен опираться. Нет, не должен. Никто тебе не скажет достоверно, как правильно, и в чём твое уникальное предназначение на Земле. Но и бунт, попытки избавиться от камня и игры в его поднимание в гору, тоже тебя не освободят. Найди свой срединный путь, дорогой Сизиф, а бессмертие боги тебе уже отдали.
Психолог-консультант Игорь Чатуров