Думается, в окружении каждого найдется человек, делающий непрошенные замечания без всякого повода. Казалось бы, вы уже не в детском саду, не в школе, не в институте, уже не нуждаетесь в опеке, в наставлениях или замечаниях… Но тут появляется кто-то, кто объявил себя выше вас, назначил себя вашим «судьей».
Оценке может подвергнуться что угодно – начиная с аспектов вашей внешности и заканчивая плодами вашей профессиональной деятельности, включая ваши поступки и действия, а также отношениями в вашей семье.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что такие «столкновения» при прочих равных условиях способны выбить вас из седла, надолго испортить настроение, порой довести до слез, заставить оправдываться, почувствовать стыд «со мной что-то не так»… И вам, взрослому человеку, по сути, навязывается роль Ребенка в таком общении. Ведь основной посыл при такой форме контакта звучит как Родительское предписание «Ты недостаточно хорош». В этом предписании вам вешают стыд и вину, в которых отчетливо слышны ноты превосходства: «Твоя плохость так бросается в глаза, что я сейчас же укажу тебе на это».
Что же делать в таких случаях? Во-первых, стоит посмотреть глубже – что стоит за таким поведением человека, обратившегося к вам? Ведь когда мы понимаем мотивы другого человека, можем как-то объяснить их себе, нам легче сохранять спокойствие и ясность ума, не включаясь в сценарий эмоционального дискомфорта.
Итак, возможные мотивы, по которым некто берет на себя роль вашего Учителя и труд делать вам замечания:
Склонность к вездесущему контролю. И здесь контроль выступает качеством личности и распространяется на весь окружающий мир. Человек искренне считает, что мир должен быть таким, каким он хочет его видеть. В первую очередь, такой человек жестко контролирует себя и требует, чтобы все, на что падает его взгляд, соответствовало его ожиданиям. Включая, конечно же, вас (если уж вас угораздило попасться ему на глаза). Причем, человек может даже не догадываться, что задевает вас своими неуместными высказываниями, не осознавая их глубокой субъективности и включая вас в свои широкие границы.
Желание сместить фокус внимания с себя на вас. Лучшая защита – нападение. При таком раскладе человек предполагает, что если он первым не укажет вам на что-либо, то это непременно сделаете вы. Он опасается пристального внимания к себе, поиска его недостатков и осуждения. Он принципиально верит, что до него всем есть дело… А вам так точно!
Самоутверждение за ваш счет.
Здесь наблюдается попытка возвыситься путем сравнения не в вашу пользу, стремление доказать «я лучше тебя».
Зависть, а то ваша «идеальность» в некоторых областях по глазам режет.
Если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас поучают, в ситуации откровенных нападок, то стоит задуматься, а не играете ли вы роль жертвы, тем самым провоцируя окружающих? Задайте себе вопросы:
- По какой причине вы позволяете нарушать свои границы?
- Как вы ведете себя в социуме, что это дает право людям делать вам замечания и нападать на вас?
- Какие элементы вашей демонстрации миру – тембр голоса, интонации, взгляд, осанка, походка – выдают в вас человека, на которого можно напасть или сделать замечание?
- Как вы приглашаете к нападению? Ведь чаще всего поучают не всех, а тех, кто бессознательно готов это принять.
Сама по себе ситуация, где вам делают непрошенные замечания-указания или критикуют, выглядит как ролевая модель «Учитель-Ученик», «Родитель-Ребенок». Любая оценка вас и ваших действий в данном случае предполагает позицию «сверху», которую ваш собеседник захватил, самовольно назначив себя на роль вашего Учителя, Родителя, Судьи.
Он-то захватил, это — его «причуда», но вы вправе эту его позицию просто не поддерживать, не выбирать для себя роль Ученика-Ребенка.
Как это сделать? Через внутренний настрой. Отнеситесь к таким проявлениям человека как к причуде, странности, игре одного Актера при пустом Театре. Посмотрите на все отстраненно. Вот если бы человек перед вами объявил себя Наполеоном и сделал бы вам замечание: «Жак, почистите мундир, а то он у вас грязный. И вообще, вы гнусно скачите на лошади и совсем уж непотребно строите редут. Не позорьтесь, вам следует взять уроки строевой подготовки!». Приняли бы вы его слова всерьез? Думается, вряд ли. Удивились бы несуразности, нелепости сказанного вам – максимум. Но реакции эмоционального дискомфорта вы бы уж точно не испытали – не по адресу ведь указания, не по адресу (опубликовано econet.ru).