Недавняя история псковских подростков никак не даёт покоя, а, главное, понимания – почему это произошло? Напомним, в один из будничных ноябрьских дней пятнадцатилетние Денис и Катя, пробрались в загородный дом отчима девочки, нашли ружьё и стали стрелять по полицейским, транслируя и комментируя всё это он-лайн. Позже юноша застрелил свою девушку, а затем застрелился сам. Можно ли было предупредить самоубийства двух влюбленных, и какой урок из этой истории необходимо вынести родителям других подростков, чтобы избежать новых трагедий, рассказала педагог-психолог Валентина Измайлова.
Если бы в семьях этих подростков были хорошие отношения, то эта история с трагическим концом вряд ли произошла бы. Любить ребенка и вкладываться в него нужно, начиная с рождения. Если родитель начинает хвататься за голову, когда его ребенок находится в подростковом возрасте, то это всё равно, что впервые сесть за уроки в 11-м классе. Подростковый возраст вашего ребёнка – это квалификационный экзамен на родительскую состоятельность. Состоялись ли вы как любящий, понимающий, слышащий родитель? Слышащий своего собственного ребенка. Слышащий о его проблемах и интересах.Поведение подростка – любой его поступок, в том числе криминальный или суицид — это отражение отношений ребенка со своими родителями. В вышеуказанном случае видно, что особо тёплых отношений в семьях не было. Не было взаимодействия, взаимопонимания, взаимной поддержки. Если у подростка нет контакта с родителями, то такого ребенка можно считать потерянным.
Эта история, несомненно, может послужить уроком для других родителей. Нужно не просто заниматься детьми, необходимо воспитывать в них ответственность. Как видно из этой истории, подростки не умели нести ответственность за свои поступки: поругались с родителями, убежали из дома, прогуляли школьные занятия, взяли чужие вещи, палили из ружья по людям… Если бы они остались живыми, где гарантия, что жертв не было бы больше?… Даже, если бы к ним вышел специалист-переговорщик и нашёл бы нужные слова, возникает вопрос: услышали бы они его? Способны ли они были слышать, если стреляли в родных людей (маму Кати)? Девушка и юноша заняли не только безответственную, но и обвиняющую позицию: «Мы не виноваты. Нас довели!».
В вышеуказанной истории двух подростков можно проследить несколько причин (форм) суицида: во-первых, это призыв о помощи и поддержки, во-вторых — привлечение внимания (трансляция в соцсети), в-третьих — попытка избежать наказания. Ценою собственной жизни.
К сожалению, действительность сегодня такова, что зависимые от компьютерных игр и интернета дети воспринимают реальность, как виртуальный мир. Они полагают, что у них впереди сто жизней. Ощущения конечности жизни отсутствует.
Зависимость от компьютерных игр и зависание в Интернете опять же свидетельствует об отсутствии эмоциональных отношений с мамой и папой. Когда нет контакта с родителями, дети уходят в виртуальную реальность в поисках компенсации. Нервная система в этом возрасте и без того слаба и неустойчива. А если к тому же отсутствует и эмоциональный контакт с родителями – и вовсе расшатывается. «Я вас люблю, но вы сами не заметили, как разрушили мою психику и жизнь», — написала Катя на страничке в соцсети.
Можно ли было спасти этих детей? Говорить об этом уже не имеет смыла… Спасти их можно было, пока они не забрались в дом, пока не взяли в руки оружие. Вероятно, в этот самый момент точка невозврата была уже пройдена… Данная история – это повод другим родителям пересмотреть отношения со своими детьми и начать их налаживать. Строить с ними тесные и тёплые отношения. Научиться слушать и слышать их. Формировать у них ответственность. Научить решать проблемы (а не решать за них). Научить сотрудничать с другими людьми. Научить ставить цели и достигать их. Показать это на своём собственном примере. Постараться найти нужные слова для поддержки. Словом, стать авторитетом для своих детей!
Подготовила Наталья Иванова
One Response to Подростковый возраст – экзамен на родительскую состоятельность.