О том, как принято в нашем обществе относиться к самому себе, о высокой самооценке и о безусловном самопринятии (и в чём их различие), размышлял психолог-консультант Игорь Чатуров:
Безусловное самопринятие является одним из ключевых понятий и фокусов для изменений в психотерапии. Безусловное самопринятие противопоставляется высокой самооценке. Самооценка, даже если она высокая, является заложницей событий и факторов внешней среды. Человек оценивает себя, произвольно выбирая критетерий для оценивания: если я делаю что-то хорошо, то я хороший; если я хорошо выгляжу, то я хороший; если я имею то, что я хочу, то я хороший; если обо мне думают хорошо, то я хороший; если я уверен в себе, то я хороший. То есть самооценка строится на ассоциации понятия «я» и какого-то фактора, выдернутого из общего многообразия жизни.
Ловушка самооценки в том, что «я» — это сложная виртуальная система, а факторов среды такое огромное количество, что любая самооценка, какой бы высокой она ни была, в какой-то момент переживает провал. Самооценка — это игра без победителя, попытка построить дом на песке. Никакое «я» не может иметь прочный фундамент, опираясь на неподконтрольные ему факторы среды.
Безусловное самопринятие означает, что человек воспринимает себя, свою целостность как совершенное творение. Человек не меняет и не совершенствует себя. Зато активно и настойчиво совершенствует своё мышление и поведение, то есть разные частные аспекты своей жизни.
Это принципиально, и в этом таится корень многих ошибок. «Изменить себя» — это фикция в квадрате. Мало того, что «я» — это виртуальная штука, так у этой виртуальной штуки есть виртуальное представление о том, каким «я» хочу видеть своё «я». И вот виртуальная конструкция пытается создать новую виртуальную конструкцию. Ничего не получится. Попытки надеть трусы поверх шубы не принесут желанного результата, зато самонасилие, конечно, приведёт к плачевным последствиям.
А вот сам механизм запуска создания высокой самооценки как раз основан на отсутствии безусловного самопринятия. Безусловное самопринятие — приз, который был утрачен в процессе социализации. Почти каждый ребёнок в нашей культуре оценивался на основании своих «достижений», желательного поведения, внешнего вида и т.п. Среда имеет мощную тенденцию оценивать человека на основе того, что он делает, что имеет, какие качества проявляет. Если человек злится, то он — злой. Если он не достиг финансового успеха, то он — неудачник. Если некрасиво себя ведёт — то он морально-испорченный и т.п. То есть среда (включая самых близких людей) будет вас побуждать делать себе самооценку и, таким образом, притворяться, самонасильничать и т.д.
Безусловное самопринятие — это то, что вам придётся вернуть себе самому, и, уж поверьте, приложить к этому немалые усилия. Это не просто «полюбить себя». Безусловное самопринятие означает отделить себя от любого оценивания, от любого набора переменных. Если вы, например, встречаете подругу и видите, что она отлично выглядит, а вы не так, то что происходит с вами? Или вы не можете позволить себе купить то, что хотите, то что происходит с вами? Или ваши дети проявляют себя в школе не так, как вам хочется, то что происходит с вами? Или ваш муж подозрительно часто «где-то пропадает», то что происходит с вами? Если ваша мама нелицеприятно отзывается о вашей жизни, то что происходит с вами?
Будьте честны с собой. Если что-то «идёт не так, и это является поводом для того, чтобы подумать о себе и своей жизни уничижительно, то это вовсе не означает, что у вас низкая самооценка (она может быть у вас и максимально завышенной)… Это означает, что безусловное самопринятие пока что не стало вашей привычкой. Безусловное самопринятие не вернётся к вам просто от того, что вы знаете об этом, и не вернётся к вам по щелчку пальцев и даже после проведения какой-нибудь «волшебной» психотехники или тренинга. Безусловное самопринятие возвращается постепенно по мере целенаправленной, систематической, упорной и активной умственной и поведенческой работы. То есть безусловное самопринятие — это новый динамический стереотип (привычка), который постепенно вытесняет прежний стереотип самооценки.
Все устойчивые мысли и ассоциации о собственной неполноценности, ущербности своей жизни и т.п. следует подвергать безжалостному разоблачению, мощной атаке с помощью «холодного» разума. Когнитивно-поведенческий и рационально-эмоциональный подход предполагают, что пока человек не донесёт сам до себя всю нелепость, нелогичность, и бесполезность собственных убеждений о себе и своей жизни, то он не примет сам себя, а значит будет как белка в колесе всю жизнь бегать по кругу, пытаясь доказать окружающим, что он — «не верблюд», а «хороший человек». Где доказательства того, что если ваш муж изменяет вам, то это означает, что вы — ничтожество? В чём логическая связь между тем, что у вас мало денег, и что вы — неудачник?
Докажите же сами себе, что вы — абсолютно нормальный, обыкновенный человек, имеющий тенденцию ко всем человеческим слабостям и несовершенствам, и — безусловно ценный просто в силу факта своего существования, а не в силу каких-либо ещё факторов, и именно поэтому способный менять своё мышление и поведение, способный расти и меняться.
P.S. Вопрос для самопроверки. Как вы думаете, насколько ценна ваша человеческая сущность по сравнению с сущностью Билла Гейтса? А насколько сущность Серафима Саровского ценна по сравнению с сущностью Иосифа Сталина?
2 Responses to О безусловном самопринятии