Принятие, о котором так много говорится, это не есть философская или моральная категория. Это конкретный психофизиологический навык, формирующийся по мере практики. Эта практика имеет несколько существенных граней.
1. Работа со вниманием. Умение осознавать направление внимания, управлять им, выходить из когнитивного слияния (отождествления с мыслями), удержание состояния «Я есть» — присутствие.
2. Ясность понимания текущей ситуации и перспективы. Человек может принять только то, что распознано как имеющее ясный смысл и значение. По-другому это можно назвать — ясное целеосознание. Отсутствие ясности активирует сопротивление и блокирует принятие.
3. Доминантный принцип. Принятие текущего момента усиливается в той степени, в какой усиливается внешнее напряжение. Этот навык противоречит уже существующей доминанте избегания. С детства мы приучены подавлять болезненные переживания. Принятие практически невозможно пока оно не стало физиологической доминантой: чем больше напряжение — тем сильнее расслабление.
4. Распознавание теневых, вытесненных аспектов самости через интеграцию проекций. Все внешние факторы, воспринимаемые нами как «негативные», есть проекция личных вытесненных качеств. Это, пожалуй, самый трудный для понимания и практики пункт, так как механизмы психологической защиты стоят на страже ложной самости. Умение видеть и сострадательно принимать любое «зло», как собственный внутренний аспект, неизбежно ведёт к реальной трансформации самости, в чём на самом деле заинтересованы только те, кто осознаёт, что это необходимый эволюционный механизм. Либо ты будешь интегрировать свою тень сам, либо она раз за разом будет являться тебе в виде «внешнего» зла.
Принятие момента парадоксальным образом связано с переменами. Перемены — это естественное следствие принятия. То, что исследовано, познано и принято, как «внутри», так и » снаружи», может быть отпущено. Так в нашу жизнь приходит что-то новое, ещё не познанное. Придти оно может только в свободное, чистое пространство.
2 Responses to И снова о принятии…