Как научить дочь (17 лет) ответственности? Она привыкла и стремится жить в комфорте, лишнего на себя не брать, ни за что не отвечать… Это начинает сказываться и на других людях: подводит их своей необязательностью, часто опаздывает… Все мои замечания воспринимает в штыки… Чувствую своё бессилие в отношении с дочерью. Что делать?
Отвечает психолог-консультант Валентина Измайлова:
Здесь следует рассмотреть два аспекта проблемы: во-первых, ваше чувство бессилие и второе – безответственность дочери. Начнём с первого.
Вы пишете, что ощущаете бессилие в общении с дочерью. Если мама испытывает бессилие, то и ребенку найти силы для изменений сложно. Попытайтесь найти ресурсы для собственного восстановления. Источниками энергии могут быть ваши родители, родственники, друзья, хобби, работа, общение с природой — всё то, отчего Вы в жизни получаете удовольствие. Ваша работоспособность, эмоциональный подъём жизнерадостность, любовь — важные факторы для улучшения детско-родительских отношений
Хорошо ежедневно находить повод похвалить дочь, одобрить её поступки, согласится с ней в каких-то вопросах, поощрить её… Старайтесь находить в ней достоинства, критику сведите к минимуму, замечайте любой успех, даже незначительный (повышенная критичность не дает возможность полноценно почувствовать материнскую любовь). Поддержание бесконфликтных отношений не только в семье, но и с другими людьми, также будут способствовать поддержанию положительного эмоционального фона в детско-родительских отношениях.
Путь к повышению ответственности лежит через уверенность в родительской любви «мама меня любит, несмотря ни на что (в том числе – независимо от того, ответственный я человек или нет)». Дочь должна быть уверенна в том, что Вы ее любите всегда: и когда она опаздывает, и когда подводит, и когда она безответственная… А не только, когда она ведет себя соответственно родительским ожиданиям.
У детей, согласно возрастным особенностям, потребность брать на себя ответственность возникает с начала подросткового периода, т.е. с 11-12 лет, а развивается или повышается тогда, когда родители осознают, что их ребенок повзрослел, и относятся к нему адекватно возрастным изменениям, т. е как к взрослому. Предоставляют выбор в принятии решения, учат брать ответственность за свой выбор, общаются на равных, чаще просят, а не заставляют, уважают его точку зрения, а не навязывают упрямо свою, поощряют его самостоятельность, верят в своего ребенка, в его успех. Иными словами, отношения строятся на основе сотрудничества путем поиска альтернативного решения. Вместо категоричного «нет» чаще звучат слова: «подумаем», «решим», «обсудим».
Ответственность у подростка повышается, тогда, когда существует свобода, т.е. возможность выбора. Чем больше свободы (под свободой предполагается возможность), тем больше ответственности. И наоборот. Предоставляя выбор, обсуждайте варианты всех возможных решений, обсуждайте плюсы и минусы выбора, высказывайте свои чувства и мнения… И, конечно, спрашивайте, готова ли ваша дочь нести ответственность за свой выбор.