Осторожно: подросток!

ostorozhno-podrostok4«У дочери начался переходный возраст, и я совсем перестала узнавать своего ребёнка. Раньше она всегда была милой, дружелюбной, общительной, доброй и послушной, а сейчас всё ровно наоборот. Я даже боюсь к ней подойти или заговорить лишний раз! Дочь стала совсем неуправляемой: мои запреты для неё – пустой звук, просьбы помочь, например, с уборкой по дому заканчиваются фразой «тебе надо – ты и убирай». На учёбу она тоже «забила». И как пережить это время с минимальными потерями?».

В период подросткового возраста происходит самоутверждение подростка, отстаивание себя как самостоятельной личности. Ребёнок (который уже не ребёнок) хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому.

Если вы хотите пережить этот период с минимальными потерями и сохранить контакт с дочерью, то вам стоит предоставить ей некоторый суверенитет.  Постарайтесь давать девочке больше свободы, но в то же время -  больше ответственности и обязанностей.

Взрослый должен жить вместе с подростком, а не над ним. Нужно помогать выстраивать собственный путь, а не вести за собой… Не учить, а содействовать и взаимодействовать.

В вашем случае стоит задуматься: возможно, дочь таким образом защищает собственные границы, протестует против сложившейся ранее ситуации. Её поведение может говорить о том, что в какие-то моменты происходило вторжение в её личное пространство. Это могла быть уборка в её комнате, перекладывание личных вещей с места на место, тотальный контроль, подслушивание телефонных разговоров, чтение личной переписки в социальных сетях и т.п.

Дело в том, что подростки часто отвергают диалог с родителями, расценивая это как вмешательство в их личную жизнь. Что должны учитывать родители? Во-первых, бывают моменты, когда не хочется говорить и открываться. Во-вторых, хорошо, когда родители заводят разговор, исходя не из своих потребностей (им что-то надо узнать, выяснить, проконтролировать), а из потребностей подростка, его желаний и интересов. И только потом можно включать в беседу и другие вопросы при их тактичной формулировке. Конечно, родителей всегда интересует, чем живут их дети. Однако в диалоге подросток не должен усматривать попыток вмешательства в их жизнь.

Вспомните, по поводу чего у вас самой в подростковом возрасте были непонимания со своими родителями? Не перекликаются ли они в чём-то сейчас? Было ли тогда найдено решение? Возможно там, где вы «стопоритесь» со своими детьми, примерно там же «стопорились» ваши родители с вами.

Старайтесь прислушаться к тому, что говорит вам ваша дочь, отнеситесь серьезно к ее переживаниям, мнениям… Методы запрета, претензий, игнорирования или тотального контроля уже не работают, в этот период необходимо поддерживать доверительные отношения. Придётся перестраиваться самой и неустанно искать точки соприкосновения. Это огромный труд, но он стоит того. Очень прошу вас набраться терпения! Уверена, у вас всё получится.

Я очень хорошо понимаю вас в этом вопросе. Такое было и со мной. В подростковый период мой сын из открытого, весёлого и разговорчивого мальчика вдруг превратился в достаточного замкнутого и необщительного юношу.  Это было крайне непривычно и очень тревожно.  Позже я поняла, что все эти замыкания и огрызания были сигналами обозначить свои границы (временные, пространственные, коммуникативные). Я, в свою очередь, старалась ограничить авторитарные назидания и указания… И, если случались недопонимания, то искала ошибки, прежде всего, в себе. Перестала лезть с вопросами (которые чаще бывают похожи на допрос): где был? что делал? какие оценки получил? уроки сделал? Ждала, когда сын первым начнёт диалог, захочет поговорить и поделиться чем-то… И это были бесценные минуты общения и доверия…

Педагог-психолог Наталья Иванова.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Детско-родительские отношения. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>