Как мы перестаём заботится о себе?

%d0%b7%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%b0-%d0%be-%d1%81%d0%b5%d0%b1%d0%b5-1Заботиться о себе – значит научиться замечать своё состояние, распознавать потребности и находить способы их удовлетворения. 

В младенческий период ребенок не может дифференцировать свои переживания, и эту роль берут на себя родители. Затем он сам учится их распознавать и удовлетворять. Но по мере взросления, расширения социальных связей и опыта, эта способность может утрачиваться.

Давайте попробуем рассмотреть некоторые возможные причины этого:

1. Действительно, когда ребенок очень маленький, именно родитель должен распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Но наступает момент, когда это необходимо передать ребенку…

Не резко, а постепенно и с поддержкой – через ориентацию родителя на зону ближайшего развития ребенка. И тут возможен такой вариант, когда родитель может уходить в гиперопеку. И это не даёт ребенку получать новый опыт, он не сталкивается с ситуациями, когда необходимо самостоятельно распознавать свои потребности и искать варианты их удовлетворения. Такому ребенку, взрослея, трудно дифференцировать своё состояние. Он может его просто не замечать.

2. В детстве, чтобы оградить ребенка от различных опасностей, важно транслировать ему определенные правила, нормы и т.д. Но в какой-то момент ребенок может начать сталкиваться с ситуациями, в которых нет угрозы его жизни, когда возникающий вопрос может иметь множество ответов.

И в этой ситуации, вместо того чтобы помочь ребенку выработать свою позицию, помочь осознать то, что с ним происходит, взрослые начинают транслировать свои ценности, своё видение, говорят, как поступать “правильно”. В таком случае, взрослеющий ребенок будет плохо осознавать свои желания, ему будет трудно сделать выбор, когда нет однозначно правильного решения.

3. Зависть, злость, ненависть и так далее – это чувства, которые переживают все без исключения. Эмоции – это индикаторы, которые отражают наше отношение к ситуации, в которой мы находимся. Исходя из этого положения, не существует плохих и хороших эмоций, важны все эмоции.

Но те чувства, которые мы можем маркировать как «плохие», в обществе запрещены. Все наверняка могли слышать “злиться плохо”, “завидовать нельзя”, “хвастаться неприлично” и т.д. Когда ребенок слышит подобные установки, он их усваивает и пытается эти плохие эмоции не переживать. Но не переживать их нельзя. Потому что в этом случае происходит то, что в психологии называется проекцией. Это приписывание другим людям качеств, мыслей, фантазий, желаний, которые есть у самого человека, но которые он не признаёт. Получается некоторый запрет на удовлетворение значимых желаний. Мы отрицаем их у себя, но недовольно видим у других: “Какой наглый, сколько всего он захотел!”.

Если в семье ребенка не принято выражать эмоции, то он будет вынужден их гасить в себе. Во взрослой жизни он столкнется с тем, что не сможет выстраивать свои границы в отношениях с другими людьми. Постоянное напряжение от удержания эмоций высокой интенсивности – это то, что часто приводит к психосоматическим заболеваниям, паническим атакам, астеническому неврозу и т.д.

4. Ещё одним важным моментом является умение присваивать и осознавать произошедший опыт. Если родители отмечали действия ребенка не только негативные, но и позитивные, не обесценивая их, то есть шанс что ребенок научится ассимилировать свой опыт.

Это то, что позволит находить золотую середину между выбором в пользу себя и выбором в пользу другого.

5. Если в детстве ребенок получал признание и любовь родителей только за хорошие поступки, есть вероятность, что в будущем у человека будет идея, что если я сделаю что-то для себя, отказав другому, то я останусь в одиночестве, меня не примут, отвергнут.

Описанные реакции, формы поведения, как правило, не осознаются человеком. Он их исполняет автоматически. И тогда, чтобы изменить ситуацию, необходимо исследовать своё поведение. Хорошим вариантом для этого является индивидуальная и групповая психотерапия.

Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Самопознание. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>