Язык принятия

Язык принятияКаждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. И ребенок, несомненно, нуждается в таком отношении. 

Безусловно принимать ребенка — значит принимать без условий; лю­бить его не за какие-то определенные заслуги или жела­тельное поведение, а просто за то, что он есть («Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!»).

Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому или другим, является одной из фундаментальных человеческих потребностей, писал американский психолог, основатель гуманистической психологии А.Маслоу. Её удовлетворение — необхо­димое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребен­ку, что он вам небезразличен, нужен, важен, что он про­сто хороший. «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и пр.

Кроме речевого сообщения, важную роль играет улыбка, интонация, взгляд, прикосновение. В таблицу «Язык принятие непринятия» (см. ниже) неслучайно попали вербальные (речевые) и невербаль­ные (неречевые) проявления «языка принятия и непринятия», так как от невербального оформления на­шей речи зависит то, как воспримут наши слова другие люди.

Обратите внимание: в таблице есть такие понятия, как «временной язык» и «постоянный язык». К примеру, временной язык можно проявить следующей фразой: «Сегодня у тебя не получилось пры­гать на скакалке».  Постоянный язык несёт в себе более категоричную оценку: «У тебя никогда ничего не получается!». Есть разница?!

Безусловное принятие не подразумевает вседозволен­ность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными по­ступками ребенка, но не его личностью в целом. Не ме­нее актуально говорить о поступках ребенка в настоящем времени, а не обобщать, переводя их в постоянную кате­горию. Сравните приведенные ниже реплики. Оценка поступка («Я огорчена, потому что ты сегод­ня сломал новую машинку») и оценка личности («Ты разрушитель! Почему ты всегда все ломаешь?»).

Очень важно также не запрещать ребенку испыты­вать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуа­цию. Например, малыш, рассказывая о ссоре со своим приятелем по детскому саду, заявляет: «Я ненавижу Сашку!». Запрет на чувства: «Ты знаешь, что ненависть — очень плохое чувство? Ты не должен никого ненавидеть. Тебе может просто что-то или кто-то не нравиться». Принятие чувств ребёнка, попытку прояснить ситуацию можно выразить следующим образом: «Я вижу, ты рас­строен (сердишься). Что между вами произошло?».

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребенком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

Задание для самоанализа:

В течение 2-3 дней проанализируйте свое общение с детьми. Каким образом вы проявляете свое положитель­ное отношение к ним? Сколько раз вы обратились к ним с эмоционально положительными высказываниями (ра­достным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, кри­тикой).

Язык принятия

Язык непринятия

— оценка поступка, а не личности;
— похвала;
— комплимент;
— временный язык;
— ласковые слова;
— поддержка;
— выражение заинтересованности;
— одобрение;
— согласие;
— позитивные телесные контакты;
— улыбка;
—  отказ от объяснений;
— негативная оценка личности;
— сравнение не в лучшую сторону;
— постоянный язык;
— указание на несоответствие родительским ожиданиям;
— игнорирование;
— команды и приказы;
— подчеркивание неудачи;
— оскорбление;
— угроза;
— контакт глаз;
— доброжелательная информация;
— выражение своих чувств;
— отражение чувств ребенка
— наказание;
— угрожающие позы и мимика;
— негативные интонации
Share this post for your friends:
Friend me:
This entry was posted in Детско-родительские отношения. Bookmark the permalink.

6 Responses to Язык принятия

Добавить комментарий для manufacturers Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *