Я — начинающий психолог. Очень трудно не тащить домой чужие проблемы, которые люди выкладывают на консультации. Сюда же приплюсуем всех знакомых, которые тоже спешат поделиться событиями и трудностями своей жизни. Есть ли специальные методики или какие-то профессиональные секреты?
Отвечает психолог-консультант Эльвира Нуртдинова:
В самой формулировке вопроса уже отмечаются принципы, которые профессиональный психолог не должен нарушать. Первый – не работать с друзьями и родственниками. Мы, как правило, жалеем своих близких и стараемся их оправдать, выгородить, таким образом, не вникая вглубь проблемы. И даже, если знаем, что близкий человек не прав, стараемся это прикрыть, чтобы его не обидеть. Лучше сразу сказать своему знакомому, что вы не можете с ним работать, но обязательно посоветуете ему другого психолога.
Другая проблема – не брать чужие переживания на себя. Во-первых, это приходит с опытом и с высоким осознанием того, что ваши сопереживания не помогут решить проблемы клиента. Чтобы помочь другому человеку, вы должны быть спокойны, беспристрастны и находиться «здесь и сейчас», а не уносится в свои переживания, перемешивая их с проблемами клиента. У любого человека, и у психолога в том числе, есть проблемы, над которыми он работает («белые пятна») и которые желательно держать под контролем. Если вы чувствуете, что вас захлёстывают эмоции, то знайте, в данную минуту вы помогаете не клиенту, а стараетесь решить что-то своё… В этом случае лучше предложить клиенту обратиться к другому психологу. Самому же -нужно провести супервизию – обратиться к более опытному психологу… Помните, что разобраться с проблемами клиента помогут ваша «холодная голова» и готовность самого клиента. Если хотя бы один компонент отсутствует, то результата не будет. За готовность решать проблему, ответственность несет только клиент. И ваше чувство вины или другие переживания этому помочь не смогут.